Главная / Публикации / С.А. Тепляков. «Шукшин: Честная биография»

Калуга

Трест «Союзпроммеханизация» относился к Министерству строительства РСФСР. Он существует и сейчас, занимается проектированием, монтажом и производством различного оборудования на предприятиях. Такелажник — тот, кто крепит груз при перемещении, это низкоквалифицированный труд. Трест отправлял своих работников в командировки. Так Шукшин попал в Калугу на строительство турбинного завода. Жил в бараке. Паек — 500 граммов хлеба в день. По советскому обычаю, на стройку пригнали уголовный элемент из Людиновского исправительно-трудового лагеря: «Уличные урки послевоенного закала, домушники, мародеры, карманники, драчуны и убийцы — их было много, и они держались с бандитским достоинством, всюду выпячивались, задирали обидными словами. Ни в бараке (мат, карты, вино), ни на работе (подножки, притирки в тесном углу), ни в столовой, ни в клубе, на танцах под радиолу — нигде не было от них покоя» [Волков]. Вот еще один источник шукшинских познаний криминального мира, вот где он видел, как блатные пляшут, слышал, как они говорят.

О Калуге он вспоминает в рассказе «Мечты»: «Скулила душа, тосковала: работу свою на стройке я ненавидел. Мы были разнорабочими. Гоняли нас туда-сюда, обижали часто. Особенно почему-то нехорошо возбуждало всех то, что мы — только из деревни, хоть, как я теперь понимаю, сами они, многие, — в недалеком прошлом — тоже пришли из деревни. Но они никак этого не показывали, а все время шпыняли нас: "Что, мать-перемать, неохота в колхозе работать?"» [Шукшин 2009: 7, 19].

Восемнадцатилетний парень попал во враждебную, агрессивную среду. Тут нет дяди Ермолая и председателя Ивана Алексеевича с его деревяшкой. Нет жалости, нет сочувствия, нет тепла. В колхозе работали от зари до зари, но там он успевал вскинуть голову, увидеть голубое полотно неба, сквозь которое «сквозит, льется нескончаемым потоком чистый, голубовато-белый, легкий свет». В Калуге не так. Он прячется от жизни: «Нас тянуло куда-нибудь, где потише. На кладбище». Эти вечера на кладбище уже на грани психиатрии. Восемнадцатилетний парень крепок телом, но душа его держится из последних сил. И чтобы она совсем не вышла вон, между крестов и памятников он мечтает. «Помню, смотрел тогда фильм "Молодая гвардия", и мне очень понравился Олег Кошевой, и хотелось тоже с кем-нибудь тайно бороться. До того доходило, что иду, бывало, по улице, и так с головой влезу в эту "тайную борьбу", что мне правда казалось, что за мной следят, и я оглядывался на перекрестках».

Мечтать на кладбище он ходил вдвоем с товарищем, таким же деревенским. Вместе работали, вместе жили в общежитии, «а так как город нас обоих крепко припугнул, то и стали мы вроде друзья». Товарищи по несчастью, в другие времена они, может, и словом не перекинулись бы, а тут поверяли друг другу сокровенное. Приятель Василия оказался прагматиком — мечтал стать официантом.

Сегодня трудно понять, о чем же тут мечтать? Но в СССР и поэт больше чем поэт, и официант больше чем официант. Он при кухне — и это во времена дефицита продуктов. Он при хороших связях, а связи тогда (блат) решали все. (Мы же помним, что Марии Сергеевне именно работа позволила решить вопрос с паспортом для Василия.) Он и при деньгах — чаевые и тогда никто не отменял. И вот он уже хозяин жизни — реальный, а не декларативный, он ближе к верхушке советской социальной пирамиды, чем любой, даже самый заслуженный, герой войны и труда. Тех, кто внизу, он презирает, перед теми, кто выше — лебезит. Шукшин знал все это и, мало того, гордился, что не хотел быть официантом даже в голодные времена. Он не понимал, как об этом можно мечтать. И вот спустя годы встречает в ресторане своего товарища. Мечта сбылась, приятель достиг всего, о чем мечтал — стал официантом. Причем именно таким, каким не хотел быть парень: угодливым с теми, от кого ждет чаевых, презирающий тех, с кого явно лишнего не получишь.

Шукшин никогда никому нотаций не читал, и в рассказе «Мечты» их тоже нет. Но подтекст угадывается: человек мог стать всем, а выбрал стать никем. Разменял свою бессмертную душу на гривенники чаевых. Стоило ли? Вопрос поставлен в такой форме, что ответ очевиден — нет.

Людей из своего детства Шукшин описывает так, что в душе щемит от нежности, любви и восхищения. Про калужского же приятеля рассказывает: «шлепал губами», «он был тогда губошлеп» — какая уж тут любовь. Прозвище главаря из «Калины красной» Губошлеп — это явное калужское эхо.

Хороший художник знает, что успех картины часто зависит от рамы. История про Калугу тоже помещена Шукшиным в «раму»: рассказ начинается со слов «Как-то зашел я в гостиничный ресторан — подкрепиться...», а кончается тем, что Шукшин дает три рубля гардеробщику — просто так.

С первых строк писатель дает понять, что и у него все совсем неплохо. В «ресторан подкрепиться» тогда заходил далеко не каждый. «Во житуха!» — понимает читатель. Для самокритики и снижения пафоса герой признается: «Был я крепко с похмелья...», но от этого его образ в глазах современников наверняка ничего не терял, скорее, наоборот. Зачем ему это? Есть такая форма реванша: «Я вернусь на белом коне, и вы все еще позавидуете!» Вот тут Шукшин не утерпел, залез на белого коня. Так ему не стыдно и не больно вернуться в наполненный уркаганами барак своих горьких воспоминаний.

Пребывание в Калуге отразилось в повести «Там, вдали...». Ольга, главная героиня, говорит, что из ученых больше всего любит Циолковского: «Я видела в Калуге его домик... Здорово это — почти всю жизнь прожить непризнанным. Только под конец, когда уже ничего не нужно...» Возможно, там, при виде домика Циолковского, Шукшина и правда одолевали такие мысли. Он обеспечивал себе путь к отходу — можно всю жизнь оставаться неизвестным, ничего страшного в этом нет. Но душа просила иной судьбы.

О том, как завершилась калужская история, есть то ли быль, то ли байка. В конце советской эпохи столичный скульптор Исаак Давидович Бродский (среди его работ — монументы Ползунову и Ленину в Барнауле) для какого-то конкурса придумал памятник Шукшину и сделал модель: молодой Шукшин стоит возле дерева, от одного корня которого отходят три ствола (писатель, актер, режиссер), а в ногах — камень как образ питавшей Шукшина земли. На конкурсе работа не прошла. О памятнике узнали в Калуге. Энтузиасты уговорили директора турбинного завода, Героя Социалистического Труда Валерия Владимировича Пряхина поспособствовать. Определили место — Комсомольская роща, где Шукшин вполне мог работать в 1947 году на заводских субботниках. Турбинный завод, взявший на себя финансовую сторону дела, заказал памятник на Мытищинской фабрике художественного литья. Спустя время в Калугу привезли ящики с бронзовыми частями монумента. Оставалось только его установить, но тут стала рушиться экономика, у завода начали финансовые проблемы, и, чтобы выплатить рабочим зарплату, бронзового Шукшина продали на лом. Думаю, эта фантасмагория восхитила бы Василия Макаровича, он бы не отказался от такого сюжета...

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.