Главная / Публикации / Т.В. Черницына. «Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в прозе В.М. Шукшина»

Глава 2. Похвала и порицание как коммуникативные стратегии в прозе В.М. Шукшина

Коммуникативные стратегии похвалы и порицания, как было отмечено, характеризуют как общие, так и разные признаки. Например, по иллокутивной цели, являющейся по сути антонимичной, коммуникативные стратегии похвалы и порицания равнозначны: выразить оценку (положительную или отрицательную) по отношению к объекту похвалы или порицания. По статусной роли участников коммуникации они имеют общую направленность «сверху вниз», так как нельзя выразить похвалу или порицание «снизу вверх» так, чтобы это не воспринималось адресатом как лестное высказывание в случае положительной оценки или как критика при отрицательной оценке.

Однако по иллокутивной силе коммуникативные стратегии похвалы и порицания принципиально отличаются. Порицание направлено на дисгармонирующее общение, похвала — на кооперативное общение. Поскольку оценка — главная коммуникативная цель рассматриваемых в исследовании стратегий, необходимо отдельно остановиться на категории оценочности, ее проявлении в прозе В.М. Шукшина. Язык оценок помогает раскрыть индивидуальный способ видения картины мира, ценностные ориентации автора и выражается, в том числе, в стратегиях похвалы и порицания.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.