Главная /
Публикации / Т.В. Черницына. «Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в прозе В.М. Шукшина»
Выводы по главе
Изучение речевого поведения с точки зрения коммуникативных стратегий — это самостоятельное направление в лингвистике. Исследование коммуникативных стратегий тесно связано с анализом различных теорий и направлений в языкознании, раскрывающих особенности речевого общения: с теорией речевого воздействия, с теорией речевых актов, с теорией речевой деятельности, с теорией речевых жанров. Коммуникативные стратегии рассматриваются в рамках когнитивных исследований, с позиции теории речевой коммуникации, в аспекте прагмалингвистики, коммуникативной лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, конфликтологии, риторики.
Существует неоднозначное понимание термина «коммуникативная стратегия», поскольку в своих исследованиях ученые опирались на теоретическую базу различных наук, изучающих общение. Установлено два основных подхода к определению данного понятия. Во-первых, стратегию рассматривают как комплекс или последовательность речевых действий. Во-вторых, стратегию понимают как сверхзадачу или планирование действий.
Понятия коммуникативная стратегия и речевая стратегия, коммуникативная тактика и речевая тактика различаются так же, как и понятия речевой акт и коммуникативный акт: речевой акт предполагает действие, а коммуникативный — взаимодействие [121, с. 14]. Таким образом, коммуникативная стратегия, в отличие от речевой стратегии, всегда направлена на взаимодействие, содержит перлокутивный эффект.
При анализе коммуникативных стратегий необходимо учитывать, что любые коммуникативные процессы проистекают в определенном культурном и национальном контексте, а коммуниканты принадлежат к определенной языковой и социокультурной общности.
Коммуникативные стратегии похвалы и порицания имеют общую направленность «сверху вниз» по статусной роли участников коммуникации, равнозначны по иллокутивной цели, которая заключается в выражении положительной или отрицательной оценки действиям, поступкам, намерениям адресата. Но по иллокутивной силе они отличаются: порицание, неодобрение — главное коммуникативное намерение в стратегии порицания; коммуникативное намерение вызвать эмоционально-положительную оценку на похвалу — вспомогательная цель в достижении основной — добиться расположения собеседника, установить кооперативное общение. Таким образом, коммуникативная стратегия похвалы относится к вспомогательным прагматическим стратегиям, тогда как коммуникативная стратегия порицания является основной семантической стратегией [106].
Коммуникативными тактиками называют более мелкие единицы общения, являющиеся практическим инструментом в реализации той или иной стратегии [208; 106]. Наиболее частыми тактиками, реализующими коммуникативную стратегию похвалы в рассказах В.М. Шукшина, являются эмоционально настраивающие тактики прямого и косвенного комплимента, а для выражения порицания активно применяются тактики упрека, иронии и обзывания.
Коммуникативную тактику представляет коммуникативный ход — наиболее мелкая стратегическая единица, представляющая собой конкретный языковой прием. Коммуникативная тактика может реализовываться как одним, так и несколькими коммуникативными ходами.
В настоящее время не существует единой классификации коммуникативных стратегий, так как исследователи используют разные критерии для анализа речевого воздействия. Коммуникативную стратегию порицания можно отнести к основным семантическим стратегиям, а стратегию похвалы — к вспомогательным прагматическим.
Изучение коммуникативных стратегий похвалы и порицания в художественном дискурсе на материале прозы В.М. Шукшина является актуальным: писатель через «живые» диалоги простых сельских жителей отразил представления о положительных и отрицательных проявлениях человека в народном языковом сознании.