Мордва
И Шукшу, и Толокаевку населяла преимущественно мордва — это русское название народов мокша и эрзя, которых в прежние времена было много на Руси. Так что предки Шукшина были мордвинами — они и в Сростках поселились на том краю, который назывался Мордва. При переписи 1926 года в Барнаульском округе около трех тысяч человек именовали себя мокшами и эрзя, а больше пяти тысяч — просто мордвой.
Кем именно был Василий Макарович — мокшей или эрзя — установить вряд ли возможно, на него предъявляют права оба народа. Сам Шукшин в многочисленных анкетах и биографиях в подробности не вдавался и называл себя русским. Точно также он не различал по национальному признаку своих героев. В романе «Я пришел дать вам волю» мордва присутствует безымянной мужицкой массой: «Поднялись мордва, чуваши...», «Все тут были: русские, хохлы, запорожцы, мордва, татары, чуваши» [Шукшин 2009: 4, 418]. Писатель никого не выделил из этой массы. Интересно, что патриарх Никон, о котором идет речь в романе, фигура огромного исторического масштаба, по мнению некоторых историков тоже мордвин. Шукшин, скорее всего, это знал, но никак не отметил.
Время по-своему, не без черного юмора, замкнуло этот круг: в Саранске, столице Республики Мордовия, проводится финал конкурса песни среди осужденных под шукшинским названием «Калина красная». Один из его этапов проходит в Барнауле. Вот так, песней и колючей лагерной проволокой, соединились две малых родины Василия Макаровича.
Нынешнее поколение Шукшиных свои корни знает. Приехав в апреле 2016 года в Саранск на конкурс «Калина красная» (уже не для заключенных мордовских и других лагерей, а для школьников и студентов, которые читают рассказы Шукшина), Мария Шукшина поздоровалась с залом по-мордовски, и сказала: «Мордовия — малая родина отца. Вчера мы с Анной рассуждали, кто мы — эрзя или мокша?» [Михайлова]. В интернете началось обсуждение. «Если блондинка, значит, эрзя. Мокша брюнеты или шатены». Автор этого комментария упустил из виду, что Лидия Федосеева-Шукшина как раз блондинка, так что Маша в нее.