Главная /
Публикации / М. Захарова. «Характер русской души в произведениях В.М. Шукшина»
Русская душа. Истоки ее формирования
1
Говорят, чужая душа — потемки. Но есть в ней что-то, что иногда лежит на поверхности, играет яркими красками, сверкает и переливается, а иногда скрывается в этих самых потемках. Но именно это «что-то» делает русского русским и делает его непохожим на всех остальных всех остальных.
Что же отличает русского человека, русский характер от других? Истоки характера любого народа в его корнях. И чем глубже корни, тем глубже, устойчивее, своеобразнее характер. Что же касается души, субстанции нематериальной, но имеющей огромное значение для формирования и существования человека, то тут с уверенностью можно говорить, что если есть душа, есть и Человек; нет души — нет Человека, есть только телесная его оболочка, с чисто физиологическими потребностями. Тоже самое относится и к народу в целом.
2
Российская история, история русского народа, а, следовательно, и его характера уходит корнями в глубину веков. Огромное количество факторов оказало свое влияние на его формирование. Невозможно проанализировать их все, как невозможно досконально охарактеризовать загадочную русскую душу. Но есть нечто основополагающее, что дало возможность выделить русский характер как своеобразный, не похожий ни на какие другие и не дающий возможности другим народам, а, порой, и самим русским «понять Россию умом».
3
Не нова мысль о том, что необъятные просторы России положили основу для широты русской души. Но эти же просторы привили русскому человеку жажду воли. Здесь нужно различать понятие воли и свободы.
Во всех языках мира слово воля употребляется как психологический термин, а «свобода» объединяет оба эти понятия (volition с англ. — воля, желание, волеизъявление, хотение; Freiheit с нем. — свобода, вольность). Только в русском языке эти понятия расходятся. В словаре Даля: Свобода — своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле; Воля — данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения.
Таким образом, само русское слово «воля» противоречиво. С одной стороны, это та же свобода, а с другой — преодоление, сила, действие. Получается, что свобода в силе, в действии, в преодолении.
Воплощение русской воли — казачество — явление исключительно русское, взращенное на русской земле и порожденное русским характером, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Крестьяне, некогда бежавшие от крепостного права и его рабовладельческих законов и освоившие обширные земли, стали родоначальниками целого сословия со своими традициями и неписанными законами, не считаться с которым не могло уже ни одно русское правительство. Выражение «вольный казак» очень быстро стало фразеологизмом, означающим «свободный, ни от кого не зависящий человек». Казачество — явление уникальное, объединившее в себе два черты двух сословий: воинов и земледельцев.
4
Русские славяне — издревле народ земледельческий. В этом убеждают свидетельства древних писателей, многочисленные мифологические обряды и поверья, сохранившиеся до настоящего времени, и курганные находки. Когда в Европе зарождалась, а потом активно развивалась промышленность, русская земля оставалась кормилицей для своего народа. Отсюда трепетное отношение русских к земле-матушке. Как человек в любом возрасте тянется к матери, так русский человек тянется к земле. И как бы далеко он от нее не оторвался, тяга к ней не покидает человека всю жизнь. С огромной любовью относился русский крестьянин к своей земле, вкладывал в нее всю душу. И отсюда: «Ведь земля — это наша душа, сапогами не вытоптать душу»1.
В земле черпал русский народ свою силу, напитывался ею, рос и мужал, подобно дереву, питающемуся земельными соками. Культ земли стал складываться еще у древних славян, причем, он возник раньше культа неба. Землю считали источником жизни, матерью всего живого, в том числе и человека. Считалось, что земля имеет не меньшую очистительную силу, чем вода — после работы было принято вытирать руки о землю. Из боязни осквернить землю, не принимавшую в себя ничего нечистого, русские люди одевают покойников в чистое, а лучше — новое белье. Особенно почитается земля, в которой похоронены предки — она называется родительской и является воплощением родственных связей. У русских людей существует обычай, уезжая в чужие края, брать с собой мешочек с родной землей.
5
Не меньший трепет в сердце русского человека вызывает родная природа. Чтобы понять это, достаточно обратиться к русской литературе. Таких буйных, ярких красок, такой нежности и такого восторга в описании природы, наверное, нет больше ни в одной литературе мира.
Суровые климатические условия вынудили жителей Восточно-Европейской равнины понять, что выжить в них в одиночку трудно, почти невозможно. Это сплотило людей и положило начало их стойкости и мужеству. Границы России расширялись, охватывая все большие территории, а вместе с ними распространялись и качества русского характера, пока, наконец, люди, населяющие эти необозримые пространства не почувствовали себя единым могучим народом.
6
О характере русской души, ее достоинствах и недостатках сказано очень много. Уже устное народное творчество дает обширное представление о тонкостях русского характера. Это пословицы и поговорки, былины и сказки, песни и пляски. Здесь необходимо отметить, что талантливейший русский народ не только обладал уникальными свойствами характера, но и умел выразить их в своем творчестве. Вечно томимая русская душа всегда искала выхода и находила его в творческих произведениях.
За свою многовековую историю Россия аккумулировала в себе влияние многообразных исторических и политических событий: раздробленность и объединение, язычество и христианство, татаро-монгольское иго и победы над многочисленными захватчиками, монархия и советская власть. Все эти обстоятельства влияли на формирование и основных качеств русского характера, к которым можно отнести гордость, свободолюбие, религиозность. Хотя, быть может, в отношении русского человека уместнее говорить не о религиозности, но о духовности. Потому что религия — своего рода фанатизм, которым никогда не обладал простой русский обыватель, тем не менее он сочетал в себе все признаки истинной духовности: нравственное добро, красота, познание истины.
7
В душе русского человека есть огромная сила, которая называется голосом совести. Голос совести заставляет бороться за справедливость, зорко подмечать «непорядки» вокруг, несовершенство наших поступков и деяний.
Доброта одна из ярких отличительных черт русского характера. Всем известны наше гостеприимство, отзывчивость, чуткость, сострадание.
Доброта выражена и в русской речи: в ней существуют уменьшительно ласкательные имена, например, Ваня, Ванечка, Ванюша, суффиксы ечк, очк, оньк, еньк сыночек, миленький придают нежность и ласку словам. Такого многообразия уменьшительно-ласкательных слов и их грамматических составляющих нет больше не в одном языке мира.
8
Характерной чертой русского характера можно назвать презрение к мещанству. Приземлённая сосредоточенность на земных благах всегда была не в чести у русского человека. «Жить как все», иметь квартиру, машину, наряды это не цель жизни. Поиску истинного смысла жизни посвящена вся классическая русская литература, «непогоня за внешним жизненным успехом; непогоня за богатством, довольство умеренным достатком» свойственны русскому человеку, как утверждает А.И. Солженицын.
«Русское отношение к собственности связано с отношением к человеку. Человек становится выше собственности. Бесчестность есть обида, нанесенная человеку, а не обида, нанесенная собственности. В западном буржуазном мире ценность человека слишком определялась не тем, что есть человек, а тем, что есть у человека... Русские суждения о собственности и воровстве определяются не отношением к собственности как социальному институту, а отношением к человеку» (Н.А. Бердяев).
9
Есть у русских людей и еще отличительная черта. По определению Бердяева: «Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже — увы! — чуждо национальное достоинство». Горький не без оснований писал о низком национальном самолюбии русских. Встречаясь с видными русскими людьми, он пришёл к выводу, что они часто занижают свою действительную ценность, свои творческие способности. В 1900 году он писал Чехову: «Это ужасно трагично, что все русские люди ценят себя ниже действительной стоимости. Вы тоже, кажется, очень повинны в этом». Такое суждение он высказывал неоднократно.
По словам А. Куприна, для русских характерны «врождённый стыд перед громкой фразой или красивым жестом, и полнейшая неспособность к оценке собственного подвига», им присуща смесь «героизма со смирением».
Горький писал и о том, что русский человек привык «ругать себя на все корки». Недовольство собой, острая национальная самокритика отражена в статьях и письмах Достоевского, Горького, Чехова, Твардовского, Шукшина, Абрамова, Распутина, Астафьева и других писателей2.
10
Что же еще отличает русских от всех других наций?
Если европеец по своей установке — завоеватель, покоритель, навязывающий свой образ жизни и народам, и природе, то русский человек — осваиватель, преобразователь, созидатель.
«Из всех способностей, которыми природа щедро оделила Славянорусское племя, наиболее драгоценными являются, конечно, его предприимчивость, мужество и способность созидательная» (Д.И. Иловайский).
Русскому человеку присуща «устремленность к чему-то бесконечному». У русских всегда есть жажда иной жизни, иного мира, всегда есть недовольство тем, что есть.
В 1821 году вышла книга Жермены де Сталь «Десять лет в изгнании». Вот как она охарактеризовала простой русский народ, который восхищал ее гораздо больше, чем знать:
«Что-то титаническое, дерзновение, всегда превышающее обычные нормы: воображение русских не имеет границ, у них все грандиозно, отвага преобладает над рассудительностью, и если они не достигают своей цели, то только потому, что идут дальше цели.»3
11
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что на формирование русского характера и духовных качеств оказывали влияние три различных культуры: южная — Византийская, западная и восточная. От запада Россия переняла рациональный интеллект, от востока — терпение, упорство, твердость, приверженность традициям, от византийской цивилизации — религию и универсальную культуру.
Но, позаимствовав у соседей то лучшее, что они могли предложить, Россия сохранила свою собственную самобытность и неповторимость.
Таким образом сформировался уникальный в своем роде русский национальный характер, и родилась великая, необъятная русская душа, «бессмертная, нетленная, загадочная в мудрой простоте»4.
В.М. Шукшин — человек с русской душой и русским характером
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. То есть Василия Макаровича определенно можно считать потомственным крестьянином, выросшим на земле, впитавшим ее силы, ее боль, трудности и радости, ее традиции и отдавшим ей свою сыновью привязанность. Именно деревня стала колыбелью его творчества. Именно к земле, к своим истокам стремился Шукшин в тяжелые минуты своей жизни.
А минут таких, как у любого человека, а уж человека великого, гениального, каким был Шукшин, тем более, в жизни Василия Макаровича было немало.
В 1933 году отец Шукшина, Макар Леонтьевич, был арестован и расстрелян. Мальчику тогда едва исполнилось четыре года, тогда как его сестре Наташе не было и двух лет. Семья оказалась в ужасном положении. Мать, Мария Сергеевна осталась без кормильца с двумя малолетками на руках. Глухое отчаяние наводило на страшные мысли: отравить себя и детей. Помощи ждать было неоткуда. Судьба уберегла от греха. Затем пришло трезвое осознание того, что надо жить, если не ради себя, то хотя бы ради детей. И вскоре Мария Сергеевна вышла замуж повторно, за односельчанина Павла Куксина.
Отчима своего Павла Куксина Василий Шукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. Он бесконечно любил свою семью, хоть и воспитывал приемных детей. И только начала налаживаться жизнь, как грянула Великая Отечественная война. «Второй отец» Шукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку. Семья осиротела во второй раз.
Так и стал тринадцатилетний Василий главным мужчиной и кормильцем в доме. Семья Шукшиных разделила тяготы войны тысяч и тысяч русских людей, ковавших Победу на фронте и в тылу. Жизнь деревни в военную пору складывалась из двух составляющих: голод и непосильная работа. Все остальное отошло на задний план. Главной задачей стало выжить и помочь выжить тем, кто отстаивал право на жизнь с оружием в руках.
Из воспоминаний сестры В.М. Шукшина, Натальи Макаровны:
«Жизнь нашей семьи в военные годы была очень тяжелой, впроголодь. Мама распродала все, что от отчима осталось, с себя все продала, вплоть до единственного платья, которое мне тогда очень нравилось на ней, и дошла уже до ниток мулине. На них да на шторки, которые вышивала по ночам, выменивала по полведерка, по ведру картошки. Вася ходил ее менять в Берёзовку. Помню, как он однажды пришел зимой из Берёзовки и рухнул на крыльце, а стылая картошка посыпалась из ведра как горох. Вот эту картошку мы терли, ландорики стряпали»5.
«В военные суровые годы, особенно в летнее время, мужская работа легла на плечи женщин и подростков. С 11—13-летних спрос был таким же, как со взрослых. Но маме было нелегко упросить бригадира, чтобы 12-летнего Васю взяли в колхоз на какие-нибудь работы. Он любил коней и хотел, чтобы его взяли водовозом, как говорили, «на табачок». Бригадир не соглашался. Мал ещё, говорит, ему и ведро воды не поднять, и коня не запрячь»6.
Сам Шукшин позже выплеснет впечатления тех лет в «Дяде Ермолае», «Далеких зимних вечерах», «Райке» и других удивительных рассказах.
Но не только невзгоды формировали душу и характер маленького Васи. Вокруг него были люди, посеявшие и взрастившие в его душе прекрасные качества истинно русского человека.
«В доме деда была непринужденность, была свобода полная <...> и я хочу быть правдивым перед собой до конца, поэтому повторяю: нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда-крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми. Я помню, что там говорили правильным, свободным, правдивым языком, сильным, точным, там же жила шутка, песня по праздникам, там много, очень много работали... Собственно, вокруг работы и вращалась вся жизнь. Она начиналась рано утром и затихала поздно вечером, но она как-то не угнетала людей, не озлобляла с ней засыпали, с ней просыпались. Никто не хвастал сделанным, никого не оскорбляли за промах, но учили...»7.
Именно в такой семье выросла мать Василия Макаровича, которая, по словам С. Залыгина, «оставалась человеком небольшой грамоты, но душа ее была развита и сильна сама по себе, от природы и от своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, к картине, к любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему. Это было вполне очевидно, это были те необыкновенные, ни в коем более неповторимые задатки, которые она передала своему сыну»8.
Сама Мария Сергеевна вспоминает: «Всю жизнь и пласталась, чтобы только детей до ума довести. Меня за это иногда сестры осуждали. А я каждый день хотела скорее к детям прийти, рассказать им что-нибудь доброе, хорошее. Еще когда Вася маленький был, то дед, Сергей Федорович, бывало, говорил мне: «Береги детей, Мария, а особенно Васю. Он у тебя шибко ноне умный, не по годам»»9.
Стоит ли удивляться, что Шукшин через всю жизнь пронес огромную, чистую любовь к Матери. О его нежном к ней отношении говорят письма Василия Макаровича: «Живу очень интересно, мама. Очень доволен своим положением. Спасибо тебе за все, родная моя. Успехи в учебе отличные. У нас не как в других институтах, т. е. о результатах обучения известно сразу. <...> Недавно у нас на курсе был опрос, кто у кого родители... У всех почти писатели, артисты, ответственные работники и т. д., доходит очередь до меня. Спрашивают: кто из родителей есть? Отвечаю: мать. Образование у нее какое? Два класса, отвечаю. Но понимает она у меня не менее министра»10.
Наталья Макаровна вспоминает, как он однажды сказал: «Если мама умрет вперед меня, я этого не переживу, лучше я вперед умру»11. И конечно, истинное отношение к матери выразилось в словах Шукшина: «Мать — самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра — много всякого, но неизменно, всю жизнь — жалеет»12.
Рассказ «Материнское сердце» дает полное представление об отношении Шукшина к роли матери, которая «остается жизненной опорой мужчине, она будит его совесть, спасает в самых крайних жизненных обстоятельствах».
Свою сыновью любовь разделил Шукшин между двумя матерями. Второй для него, как для любого русского человека была Родина-мать. Любовь к ней красной нитью проходит через все его произведения. Для русского человека понятие Родины включает в себя землю, отвоеванную у стихии и людей, на нее покушавшихся, то, что создано русским народом: дома и заводы, поля и города, произведения науки и искусства и сам народ, с его великой стойкостью и беспредельной добротой, то есть, все то, что дает желание жить и силы, чтобы выжить.
О своем отношении к Родине Василий Макарович рассказал в «Слове о «малой родине»»:
«Редко кому завидую, а завидую моим далеким предкам — их упорству, силе огромной... Я бы сегодня не знал, куда деваться с такой силищей. Представляю, с каким трудом проделали они этот путь — с Севера Руси, с Волги, с Дона на Алтай. Я только представляю, а они его прошли. И если бы не наша теперь осторожность насчет красивостей, я бы позволил себе сказать, что склоняюсь перед их памятью, благодарю их самым дорогим словом, какое только удалось сберечь у сердца: они обрели — себе и нам, и после нас — прекрасную родину. Красота ее, ясность ее поднебесная — редкая на земле. Нет, это, пожалуй, легко сказалось: красивого на земле много, вся земля красивая...
Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько.
Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет»13.
Вряд ли можно что-то к этому добавить.
Та земля, с ее неуемной силой, уникальными традициями и искренними привязанностями, которая сформировала характер русской души, выковала и характер В.М. Шукшина, в свою очередь вложившего душу в свои произведения и наделившего поистине русскими характерами своих героев.
Каждый раз, возвращаясь домой, Шукшин шел на гору Пикет. «Останавливался, сладостно причмокивал, поднимал руку вверх и в стороны, как будто накачивал себя воздухом, который, как он сам выразился, можно черпать банным ковшом и пить до опьянения. А нам было и невдомек, что природа, рассвет в родных местах помогали ему в работе, он как будто заряжался, а гора Пикет была его стартовой площадкой»14.
Как проникновенно и емко сказал Виктор Петрович Астафьев, что внешностью своей Василий Шукшин «был похож на свою Родину». Там ему легче дышалось, писалось, являлось образное мышление и поэтическое вдохновение. Василий Макарович, как Антей, коснувшись земли родной, тут же обретал силу и крылья15.
Примечания
1. Из стихотворения Высоцкого В.С.
2. Огнев А. Про русскую душу и русский характер // Правда. 2012. 28 мая. — http://kprf.ru/content/106601.html
3. Пономарева Т. Потаенная любовь Шукшина. http://webreading.ru/sci_/sci_history/tamara-ponomarevapotaennaya-lyubov-shukshina.html
4. Из стихотворения Суркова А.А.
5. «ВБ»: Из воспоминаний сестры Василия Шукшина // Вечерний Барнаул URL: http://infovb.ru/news/2014/07/11/vb-iz-vospominanii-sestry-vasiliya-shukshina
6. «Калина красная» // Общенациональный Русский Журнал URL: http://rusk.ru/st.php?idar=112469
7. Пономарева Т. Потаенная любовь Шукшина. http://webreading.ru/sci_/sci_history/tamara-ponomarevapotaennaya-lyubov-shukshina.html
8. Василий Макарович Шукшин // Хронос URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_sh/shukshin_vm.php
9. Василий Шукшин: жизнь простая и сложная // URL: http://www.host2k.ru/index.html
10. Василий Шукшин: жизнь простая и сложная // URL: http://www.host2k.ru/index.html
11. «ВБ»: Из воспоминаний сестры Василия Шукшина // Вечерний Барнаул URL: http://infovb.ru/news/2014/07/11/vb-iz-vospominanii-sestry-vasiliya-shukshina
12. Василий Шукшин: жизнь простая и сложная // URL: http://www.host2k.ru/index.html
13. Шукшин В.М. «Слово о малой родине» Собрание сочинений в пяти томах. Том пятый изд. Б.: «Венда», 1992
14. Пономарева Т. Потаенная любовь Шукшина. http://webreading.ru/sci_/sci_history/tamara-ponomarevapotaennaya-lyubov-shukshina.html
15. Пономарева Т. Потаенная любовь Шукшина. http://webreading.ru/sci_/sci_history/tamara-ponomarevapotaennaya-lyubov-shukshina.html