Дело в чашечке кофе?
Возвращаясь к смерти Шукшина, не могу не привести здесь одного эпизода, долгие годы волновавшего меня своим тайным смыслом.
В первых своих публикациях после смерти Василия Макаровича я исключала эту информацию, посчитав ее фантазией подвыпившего актера Буркова. Но однажды услышав, как Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина по телевидению произнесла сакраментальную фразу о насильственной смерти мужа, вдруг вспомнила о давнем разговоре с Георгием Бурковым.
Помню, мчались мы в микроавтобусе по ночной Москве с очередного вечера памяти В.М. Шукшина. Постепенно пустел салон, из которого выходили возле своего дома участники прошедшего мероприятия.
Наконец, в микроавтобусе остались я, Бурков и на сиденье рядом с шофером человек, ответственный за доставку нашего брата — творческих людей. Кино тогда любили, и общение с представителями его проходило на традиционном российском уровне — хлебосольно и с возлиянием древнего напитка, восходящего к имени Бахуса.
Джорджоне-Бурков был «подшофе», но с присущим только ему одному бесшабашным перехлестом юморил, балагурил и вдруг смолк, помрачнел. На мои осторожные расспросы о событиях, разыгравшихся в ночь, оборвавшую жизнь Шукшина, он молвил вдруг неожиданное:
— Не в тромбе там дело было и не в сердечном приступе, а в чашечке кофе.
И, словно чего-то испугавшись, опасливо оглянулся на шофера и сопровождавшего нас администратора — они были заняты своим разговором. Это успокоило Георгия, он понизил голос и на полушепоте добавил:
— Если тебе жизнь дорога, помолчи до поры.
— До какой?
— Только не сейчас.
Оказывается, когда Георгий Бурков вместе с Шукшиным завернул в его каюту, случилось следующее.
Войдя, Шукшин вдруг остановился у двери, глядя напряженно и внимательно на столик, где одиноко стояла чашка с дымящимся кофе.
— Надо же, кто-то позаботился.
— Заказывал, что ли?
— Да нет вроде.
Родные, друзья, многие знакомые знали, что Василий Макарович «любил» кофе. Я не случайно закавычила слово «любил», потому что при сердечной недостаточности, при постоянном кислородном голодании кофе — необходимость, в особенности, если у обладателя всех этих дефектов к тому же еще низкое давление. Вот Василий Макарович и злоупотреблял и кофе, и табаком. К «любил» это никакого отношения не имеет.
— Ну так и что? — Я пока что не понимала, к чему клонит Бурков. — Принесли кофе. Это говорит скорее о доброхотстве, а не...
— Ошибаешься! Когда под утро, проходя мимо каюты и увидев свет в ней, я заглянул туда, то увидел Шукшина в смертельной позе. Первое, что я сделал, — глянул на столик. Чашки с кофе там не было. Кто-то предусмотрительно ее убрал! Унес — и дело с концом. Ничего не докажешь. А в ней-то и мог быть ответ на то, что случилось.
Заметив, как администратор на переднем сиденье вдруг начал прислушиваться к нашему разговору, Бурков вновь принялся юродствовать, даже хулиганить, притворяясь — или на самом деле его развезло? — пьяным.
Когда подъехали в ночи к дому Буркова и администратор встал у дверцы микроавтобуса, чтобы выпустить известного артиста, Георгий, собираясь покинуть салон, чуть слышно пробормотал:
— Запомнила, что я тебе сказал? Сейчас не время и не безопасно.
Вскоре ушел из жизни следом за В.М. Шукшиным и Георгий Бурков, опять же преждевременно. Может быть, единственный главный свидетель странной подробности последней ночи Василия Макаровича.
Средства же массовой информации, словно из шлюзов вырвавшуюся мутную воду, доносили до нас новые и новые подробности из прошлой нашей жизни, в том числе и о закрытых лабораториях и подвалах тайных служб, и о многочисленных способах устранения неугодных людей.
А недавно промелькнула в средствах массовой информации и такая новость, что в каюте, где скончался Василий Макарович, присутствовал подозрительный запах корицы, принадлежавший, говорят, какому-то таинственному газу, вызывающему спазмы сердца и смерть. Должна заметить, что и некоторые сорта кофе напоминают этот пресловутый запах...
В посмертном телевизионном свидетельстве Ролана Быкова Нонна Мордюкова, Василий Шукшин и автор свидетельства ходили последнее время в «антисемитах». Вот уж никогда бы не подумала! Правда, сказано это было Быковым в порядке черного юмора, но, однако же, сказано.
Часто это слово в последнее время употребляется и там, где следует, и там, где не нужно. Пугало такое придумали для слабонервных.
Лично я от Василия Макаровича Шукшина ни разу не слышала ничего порочащего в адрес «семитов». Достаточно сказать, что о своем учителе Михаиле Ильиче Ромме он всегда говорил тепло и уважительно. Если он заменил оператора Гинзбурга Заболоцким, так тот просто лучше чувствовал деревенскую специфику. Гинзбург, как человек городской, более подходил именно к отражению жизни и быта горожан, где он, кстати, и преуспел. Василий Макарович определял человека не по принадлежности к «семитам» или «анти», а по духовным, нравственным качествам, способности сопереживать, доброте, сердечности и, конечно, профессионализму. Да и не присуще это было никогда истинно русским людям, если они выбрали религию Христа!
Зная, что издревле яды играли не последнюю роль в быстром устранении неугодного человека и что технология изготовления этого зелья с каждым веком усовершенствовалась, историю с чашечкой кофе из биографии В.М. Шукшина незамеченной оставлять нельзя. Помня о ядах Борджиа, о существовании профессиональной изготовительницы ядов при самой Екатерине Великой, о том, что универсальность изготовления смертоносного средства достигла апогея в XX веке, когда яд, например, вызвав инфаркт, исчезал через поры человека бесследно, а также его бесцветность, неуловимость и т. д., приходишь к выводу соответствующему.
Недавно подтверждением этим моим размышлениям послужил фильм «Иллюзия», прошедший по телевидению, где герой умирает от спазм сердца, выпив со спиртным смертоносную добавку, что и отправило его на тот свет.
Художник, разогнувший хребет перед сильными мира сего, всегда представляет опасность. Опасны его непредсказуемые Стенька Разин и Егор Прокудин, по прозвищу Горе, опасна реакция опамятовавшегося народа, который грузовиком сшибает с мостков в реку правительственную «Чайку» (во времена Шукшина на «Чайках» ездили только представители власти), которую после просмотра фильма «Калина красная» попросили заменить на «Волгу»: мол, ненужные ассоциации может вызвать.
Вызрел художник, имеющий свою точку зрения на обстоятельства, его окружающие. Известно же — по плодам узнают любого и воздадут должное. Так спешите делать добро, придерживаясь нравственных основ библейского десятисловия, пришедшего к нам издалека и начинавшегося со слов «Не убий!», «Не укради!», «Не возжелай жены ближнего своего» и т. д. Это нам завещал и Василий Макарович Шукшин.
В станице Клетцкая Волгоградской области в музее-клубе «Подкова» (под который местные власти не пожалели отдать бывший особняк известного некогда купца Никитина), зайдя в одну из комнат, вы окажетесь в каюте теплохода «Дунай», в которой 2 октября 1974 года был найден мертвым российский писатель и кинематографист Василий Макарович Шукшин.
Чтя и уважая память великого сына России, в Клетцкой по осени приносят станичники букеты осенних цветов и калину красную к памятному знаку.
Здесь, на этом утесе, во время съемок фильма «Они сражались за Родину», любил обдумывать свои замыслы русский писатель, режиссер и актер Василий Шукшин.
И опять мистический и таинственный момент: каждый год 2 октября — в день гибели В.М. Шукшина — это место ярко озаряется солнцем! Даже если по соседству, на других утесах, пасмурно и хлещет проливной дождь. И всякий раз, как солнечное сияние касается места, где любил сидеть и творить Василий Шукшин, воскресает имя его в сердцах тех, кого он любил, воспевал, жалел, увещевал, благодарил и уносил в душе в час свой смертный в поднебесные дали. А создатель благодарит солнечной улыбкой всякий раз людей за то, что они не забыли сына человеческого и хранят память о ближнем, не жалевшем для них «живота своего».