Главная /
Публикации / Т.В. Черницына. «Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в прозе В.М. Шукшина»
Заключение
Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в прозе В.М. Шукшина, в произведениях которого представлены коммуникативные ситуации выражения положительной и отрицательной оценки, отражают русское речевое поведение.
Понятие коммуникативная стратегия трактуется учеными по-разному, так как рассматривается в рамках разных наук, изучающих общение. В нашей работе под коммуникативной стратегией понимается комплекс речевых действий, направленных на достижение определенной коммуникативной цели. Стратегия реализуется в коммуникативных тактиках — средствах и приемах для достижения намеченной цели, которые могут включать несколько коммуникативных ходов, являющихся инструментом актуализации тактик. Коммуникативный ход — минимальная стратегическая единица, представляющая собой конкретное языковое средство и реализующая ту или иную коммуникативную тактику. Коммуникативная тактика может реализовываться как одним, так и несколькими коммуникативными ходами.
Коммуникативные стратегии похвалы и порицания имеют одинаковую структуру, сходный механизм реализации (стратегии представлены тактиками, которые, в свою очередь презентуют коммуникативные ходы). Следует отметить, что коммуникативные стратегии похвалы и порицания имеют общую направленность «сверху вниз» по статусной роли участников коммуникации, равнозначны по иллокутивной цели, которая заключается в выражении положительной или отрицательной оценки действиям, поступкам, намерениям адресата. Однако по иллокутивной силе они отличаются: порицание, неодобрение — главное коммуникативное намерение в стратегии порицания; коммуникативное намерение вызвать эмоционально-положительную оценку на похвалу является вспомогательной целью в достижении основной — добиться расположения собеседника, установить кооперативное общение. Используя классификацию стратегий О.С. Иссерс, коммуникативную стратегию похвалы мы отнесли к вспомогательным прагматическим стратегиям, а коммуникативную стратегию порицания — к основным семантическим стратегиям.
Оценка — основная коммуникативная цель рассмотренных стратегий. В результате проведенного анализа было выявлено, что в прозе В.М. Шукшина чаще всего встречается похвала внутренним (моральным) качествам человека, что отражает народный характер его творчества, связь с русской культурой и традициями. Порицания чаще всего заслуживают поступки, выходящие за рамки общепринятой нормы поведения, порицаются пороки: лень, пьянство, жадность, жестокость, необразованность, болтливость. Следовательно, отрицательной оценки заслуживает человек, ведущий неправильный образ жизни. Реже всего как положительная, так и отрицательная оценка направлены на внешность человека. На наш взгляд, это объясняет важность внутреннего содержания, духовной красоты для русского народа, представителем которого был сам писатель, поэтому в своих героях он сумел отразить основные черты русского языкового сознания.
В качестве особенностей прозы В.М. Шукшина выявлено, что в коммуникативных стратегиях похвалы и порицания встречаются сходные коммуникативные тактики (иронии и сравнения), и отмечено количественное превосходство тактик и ходов, реализующих коммуникативную стратегию порицания, над коммуникативными тактиками ходами, представляющими стратегию похвалы.
Для выражения похвалы и порицания в прозе В.М. Шукшина используются разноуровневые языковые средства: фонетические, лексические, словообразовательные, грамматические.
В качестве фонетических маркеров похвалы выступают: разговорная диэреза, редукция предударного гласного, просторечно-диалектная ассимиляция гласных, просторечная диссимиляция и упрощение групп согласных. Активными средствами создания разговорности речи как характерной черты идиостиля В.М. Шукшина выступают также графические приемы: написание через дефис, акцентирование, намеренное искажение орфографического облика слова, которые встречаются как в похвале, так и в порицании.
В результате анализа фонетических средств выражения порицания нами было выявлено: просторечное стяжение и опущение начальной гласной, просторечное упрощение групп согласных, просторечно-диалектная ассимиляция и отвердение [ш], яканье, которые являются яркой особенностью творческой манеры писателя в изображении разговорной, диалектной речи.
В проанализированном корпусе похвальных высказываний (170 единиц) наиболее частотна нейтральная лексика, наименее представлена эмоционально окрашенная лексика. Лексический состав, реализующий коммуникативную стратегию и тактики порицания у В.М. Шукшина широко представлен стилистически маркированной лексикой, просторечной и диалектной. В корпусе высказываний-порицаний (1075 единиц), наоборот, наиболее частотна эмоционально окрашенная лексика, нейтральная лексика представлена реже. Также в коммуникативных стратегиях порицания активно представлены глагольные, субстантивные и адъективные фразеологические единицы.
На словообразовательном уровне выявлена активная суффиксация с диминутивными суффиксами и окказиональная деривация в коммуникативных стратегиях похвалы и суффиксация с аугментативными суффиксами, словосложение — в коммуникативных стратегиях порицания.
Исследование показало, что в реализации похвалы значительную роль играют эмоционально-оценочные существительные и прилагательные и такие интенсификаторы, как: наречия междометия, частицы, относительные местоимения. В реализации порицания, помимо экспрессивно-оценочных существительных с отрицательной семантикой, ярко представлены семантические классы глаголов (отношение, сравнение, превосходство, физическое действие, создание или разрушение и т. д). Отмечена также частотность императивов с отрицательной частицей НЕ.
Среди синтаксических средств выражения похвалы частотны сравнения, противопоставления, синтаксические повторы, риторические фигуры и обращения-метафоры. В структуре похвалы преобладают синтаксические конструкции «прил. + мест. / сущ.». Яркими синтаксическими маркерами порицания также являются сравнения, противопоставления, риторические вопросы и восклицания, активны эллиптические предложения, в основном побудительные, повторы и языковая игра. В структуре порицания чаще всего встречаются инверсивные синтаксические конструкции типа «сущ. + прил. / прич.». Инверсия выполняет акцентирующую функцию, т. е. обратить внимание адресата порицания на сказанное. Это объясняется тем, что негативные проявления личности, заслуживающие порицания, воспринимаются острее и поэтому привлекают к себе внимание.
В работе рассмотрены коммуникативные стратегии похвалы и порицания в прозе В.М. Шукшина, одним из основных признаков которого является разговорность. Яркой особенностью разговорной речи также является простой синтаксис (простые, неполные предложения), большое количество восклицательных и вопросительных предложений, в том числе риторических фигур, инверсия. Все эти признаки, присущие идиостилю В.М. Шукшина, выявлены нами в полной мере.
В результате проведенного исследования подтверждена выдвинутая нами гипотеза о том, что порицание играет важную роль в русском межличностном общении и имеет гораздо больше способов языковой реализации, в отличие от похвалы. Несмотря на различия в выборе стратегий и тактик порицания, отмечается богатая парадигма разноуровневых языковых средств, служащих для их реализации.
Итак, сопоставление коммуникативных стратегий похвалы и порицания подтверждает тезис о том, что развитие семантики стимулируют в первую очередь аномальные явления. Носители языка находят в нем больше возможностей для выражения порицания, т. е. негативного.