Главная /
Публикации / Т.В. Черницына. «Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в прозе В.М. Шукшина»
Глава 3. Языковые средства выражения коммуникативных стратегий похвалы и порицания в прозе В.М. Шукшина
В.М. Шукшин создавал свои произведения о народе, потому что сам был из народа. Воссоздавая живую разговорную речь с присущей ей естественностью, образностью, экспрессией, автор показывает своих героев в моменты нравственного выбора, глубоко проникая во внутренний мир человеческой души. В этом смысле коммуникативные стратегии как похвалы, так и порицания являются компонентами языковой картины мира, создаваемой каждым народом как исторической общностью людей, каждой культурой, видоизменяясь в разные эпохи существования определенных народов и культур. Они помогают определить бытующие в народе представления о ценностях и приоритетах, о том, что такое хорошо и что такое плохо. При этом в прозе В.М. Шукшина универсально сочетаются различные по стилистической маркированности, оценочности, экспрессивности языковые средства, что свидетельствует о приверженности писателя к многовековым традициям языка художественной литературы. Как уже было отмечено, идиостиль этого писателя характеризует диалогичность, народность, разговорность [257]. Именно народно-разговорная речь является основой художественного стиля В.М. Шукшина.
В коммуникативных ситуациях похвалы и порицания перечисленные особенности прозы писателя представлены языковыми средствами разных уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического. Экспрессивные языковые средства, реализующие коммуникативные стратегии похвалы и порицания, и станут объектами нашего исследования в настоящей главе монографии.