Главная / Публикации / Т.В. Черницына. «Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в прозе В.М. Шукшина»

Выводы по главе

Коммуникативная стратегия порицания относится к основным семантическим стратегиям, так как она непосредственно связана с воздействием на адресата, на его поведение, настроение, систему ценностей. Коммуникативной целью порицания является выражение отрицательной оценки, которая, как выяснилось в результате исследования, носит в большей степени морально-этический характер. Чаще встречается порицание поступков, выходящих за рамки общепринятой нормы поведения, порицание пороков: лени, пьянства, жадности, жестокости, необразованности, болтливости. Таким образом, отрицательную оценку заслуживает неправильный образ жизни.

Положительная оценка дается по самым разным поводам (интеллектуальные способности человека, его образ жизни, поведение, образованность; речь как проявление внутреннего мира; проявление его отношения к труду, собственности и окружающим людям; физические данные) и, таким образом, отражает самые разные типы оценок: морально-этическую, психологическую, эстетическую, гедонистическую. Чаще встречается похвала внутренним (моральным) качествам человека, что отражает народный характер творчества В.М. Шукшина, связь с русской культурой и традициями.

Похвала и порицание действий (хороших и плохих поступков, в том числе преступлений), совершаемых человеком, также актуальна в исследованном материале. Реже всего оценивается внешность человека, что объясняет важность внутреннего содержания, духовной красоты для русского народа, о котором и для которого писал В.М. Шукшин. В сферу оценки попадают: интеллектуальные способности человека, его образованность; поведение человека, речь как проявление его внутреннего мира; физические данные, внешний вид человека, которые оцениваются как со стороны врожденных, онтологических признаков, так и со стороны социальных, поведенческих.

Слова с отрицательной семантикой наиболее употребимы, чаще используются слова, относящиеся к просторечной лексике, их антонимичность может выражаться энантиосемией.

Субъективный характер категории оценки предполагает ее зависимость от номинатора, его системы ценностей, отношения к окружающему миру. Объективный компонент оценки складывается тогда, когда номинатор, оценивая определенную реалию, опирается на ее собственные свойства и на стереотипное представление о ней. Субъективный характер положительной оценке придают следующие языковые средства: деминутивные суффиксы, риторические фигуры (обращения, восклицания), неполные предложения, синтаксический параллелизм, повторы. Субъективное значение отрицательной оценки достигается с помощью императивов, инверсий, просторечной, бранной и жаргонной лексики.

По частотности выражения позитивной / негативной реакции говорящего на поступки и качества личности собеседника в проанализированных примерах отмечено значительное количественное превосходство высказываний, содержащих порицание.

Коммуникативную стратегию похвалы реализуют следующие тактики: одобрение; комплимент и описание как эмоционально настраивающие тактики; поддержка; отвлечение внимания; сравнение; ирония; признание; благодарность. Наиболее частотными являются тактики одобрения, иронии, описания, наименее частотной оказалась тактика благодарности.

Несмотря на наличие общих признаков существуют отличия коммуникативных тактик комплимента, поддержки, одобрения, благодарности от коммуникативной стратегии похвалы. Например, похвале свойственна объективная оценка, как и одобрению, однако характер оценки в благодарности носит в большей мере этикетный или ритуальный характер.

Тактики похвалы чаще всего представляют следующие коммуникативные ходы: сравнение, эмоциональное обращение, различные риторические фигуры, инвертированные выражения, сожаление, обещание, утешение, уточнение информации, сообщение о хорошем отношении и другие.

Коммуникативную стратегию порицания представляют тактики: ирония, обвинение, оправдание, сравнение, дискредитация, оскорбление, обида, упрек, игра на понижение, брань, угроза, ссора, проклятие. Наиболее частотной является тактика упрека. Тактика иронии в порицании встречается также часто, как и в похвале, меньше представлены тактики оправдания, обвинения, проклятия и ссоры.

Количественная представленность коммуникативных тактик и коммуникативных ходов, реализующих коммуникативную стратегию похвалы, намного беднее, чем при реализации коммуникативной стратегии порицания. Это ещё раз доказывает, что часто соответствие норме не требует положительной оценки, в отличие от нарушения общепринятых норм поведения.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.