Оригинальное название: «"Печки-лавочки". Шедевр от отчаянья»
Жанр: документальный, фильм о фильме
Автор идеи: Александр Казакевич
Режиссер: Константин Голенчик
Ведущий: Александр Казакевич
Операторы: Константин Голенчик, Вадим Тухарели, Арсений Бычков, Сергей Приходько
Звукорежиссер: Дмитрий Офицеров
Монтаж: Константин Голенчик, Роман Моисеев
Редактор: Ева Чумакова
Директор: Дмитрий Менделеев
Длительность: 38 минут 06 секунд
Язык: русский
Производство: ООО Студия «Неофит» по заказу ГТРК «Культура»
Страна: Россия
Год: 2017
Документальный фильм «"Печки-лавочки". Шедевр от отчаянья» был снят для телеканала «Культура» в 2017 году. В нем рассказывается о предпоследней кинокартине Василия Макаровича Шукшина, созданной им в 1972 году по своему сценарию. Любимый несколькими поколениями зрителей фильм «Печки-лавочки» в момент выхода на экраны в 1972 году был принят прохладно. Земляки Шукшина засыпали газеты и официальные инстанции письмами с требованием снять с проката порочащую картину. Глубокая по содержанию, легкая по форме, она и создавалась с трудом. Подробности работы над фильмом вспоминают актеры Л. Федосеева-Шукшина, Л. Куравлев, Е. Санаева и оператор А. Заболоцкий.
Главные роли в «Печках-лавочках» сыграл сам Шукшин и его жена Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина. Само название картины Шукшин взял из песни Александра Галича «Больничная цыганочка», случайно услышанной им в исполнении самого автора. Сценарий был написан, автор отдал его на киностудию, но там его забраковали по причине пьянства главного героя. За лирическую комедию режиссер Василий Шукшин взялся после того, как ему запретили экранизировать собственный роман «Я пришел дать вам волю» о Степане Разине и сказали снять фильм на современную тему. Режиссер вспомнил про фильм «Печки-лавочки», он надеялся, что после фильма о паре колхозников, впервые отправившихся на курорт, он получит разрешение на историческую драму. И действительно — через два года разрешение дали, но приступить к съемкам Шукшин не успел…
Режиссер не сомневался, что главную роль в фильме сыграет Леонид Куравлев. Однако его любимый актер к новой совместной работе интереса не проявил. «Я же вижу, материал для него малахольный. Робинзона Крузо, Шелленберга играть хочет… Он уже звезда, выпорхнул Леня…» — горевал Шукшин. Времени на поиски главного героя не оставалось. Сначала Шукшин хотел взять себе в партнерши Нонну Мордюкову, но подумал, что она будет тянуть одеяло на себя. В результате он сделал фильм «семейным подрядом»: главную роль сыграл сам, Нюру — его жена Лидия, а детей — их дочери Ольга и Мария.
Снимать Шукшин решил на родном Алтае. Снимали в деревне Шульгин Лог, которая была недалеко от шукшинской деревни Сростки. В свою деревню режиссер съемочную группу везти категорически отказывался: «Не хочу мозолить глаза землячкам. Пересуды. Корысть людская. Не будь того, в Сростках бы и снимали».
«Печки-лавочки» получили третью прокатную категорию — минимум копий, минимум афиш и показ только в окраинных кинотеатрах. Но вот тем, кто фильм все-таки увидел, путешествие наивных сельских жителей по большой России понравилось! И самому Шукшину выстраданные «Печки…» нравились — некоторые сцены он считал своим режиссерским достижением. Спустя 30 с лишним лет финальная сцена стала основой памятника писателю и режиссеру — босой Василий Шукшин сидит на горе Пикет и смотрит вниз на родное село Сростки…