Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания классификации эмоций
Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно связаны между собой. Н.Я. Грот: взаимосвязь психических процессов.
Психический цикл — модель психического действия.
Четыре стадии:
- объективное восприятие — ощущение.
- субъективное восприятие — чувствование.
- субъективная деятельность — стремление.
- объективная деятельность — движение.
ОВ = стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД = воля. Эмоции обеспечивают принятие объекта, а воля готовность к действию. Б. Спиноза. Любая вещь стремится прибывать в своем существовании (развиваться). В стремлении быть заключается подлинная сущность вещи. «Душа» — сознание, «тело» — организм. Душа стремится быть и сознает свое стремление, имея ясные или смутные идеи. Стремление души быть — воля. Когда стремление души и тела едины, то это — влечение. Если оно осознается, то это — желание. Аффект — состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают способность тела к действию (и способность души к мышлению). Аффект — пассивное состояние, через которое душа переходит к большему или меньшему совершенству. Аффект — телесное непроизвольное состояние, связанное с возможностью управлять собой. Выделение простых аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание. «Чувствуем влечение к чему-то из-за того, что считаем добром то, к чему чувствуем влечение». Осознание аффектов — возможность управления поведением. Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция — психическое отражение актуального состояния потребностей. Эмоция — субъективный эквивалент потребности. Леонтьев: мотив — предмет потребности и предмет деятельности. Функции мотива: побуждение и образование смысла. Смысл — представленность в сознании отношения мотива к цели. Эмоция — психическая представленность смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов.
Различные аспекты изучения эмоций.
- эмоциональное явление. Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания. Вундт: элементарные эмоции — чувства, сложные эмоции — аффекты. В качестве явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные. Простое впечатление, связанное с объектом — объективный элемент. Любая эмоция связана с определенным предметом — предметность. Эмоция всегда — отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный элемент — переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций. Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение — свойство объекта. Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с мотивом. Критерии различения чувств: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Более сложные эмоциональные явления — аффекты (процессы). Признак аффекта — продолжение во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их последовательность, обладающая целостностью. Аффект — форма течения чувств, которые связаны с изменением в протекании представлений. Сартр: эмоция как феномен. Феномен = описание + объяснение = «непосредственное понимание». Феномен — то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких мирах. В социальном поведении — в рациональном мире (возможность умозаключать). Мир эмоций архаичен («магический мир»). «Пережить эмоцию — внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия сознания в иной способ существования». Эмоция — это феномен, ее непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии. Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств объекта.
- эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение.
- эмоциональный процесс. Теория Джемса — Ланге. Наблюдение объекта — телесные периферические изменения — их осознание — эмоция.
Физиология: не периферические, а центральные изменения. Это физиологический смысл эмоций. Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить деятельность. Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле — на 10-15 минут повышают общую телесную активность). Нужно определить, какую эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора задает образец для понимания телесных изменений.
Функции эмоций.
- оценка. Эмоциональный критерий оценки — функция от вероятности ожидаемого события. Функция образования аффективных следов, их совокупность — аффективная память. Она накапливается. Предвосхищение ожидаемого события часто его структурирует. Эмоциональное подкрепление: собственная оценка текущих событий. Следообразование: собственная оценка прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий.
- побуждение и организация. Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм к действию — функции не специфической активации организма. Организация: синтезирование впечатлений. Функция эвристики. Функция смыслообразования. Эмоция организует или разрушает деятельность.
- экспрессия — коммуникация невербального общения. Уровни выражения: а) природный организм: эмоция как сигнал. б) социальный индивид: эмоция как знак. Шлосберг: шкала внешних выражений эмоций:Удивление,Любовь, Страх,Гнев,Отвращение, Презрение. в) личность: эмоция как символ. Непосредственное понимание субъектом собственной личностной проблемы. Юнг: чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу. Это материал для анализа.
№2. Основание классификации. 1) отражаемый предмет. 2) функция. 3) уровень развития. (1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то эмоции могут быть и вне ее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Рубинштейн. Три уровня эмоций: 1) «беспредметные» — состояние субъекта. 2) предметные — большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением. (2) а) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать. Эмоции. Чувства.Базовые потребности. Конкретные условия их удовлетворения. Б) критерий: первичная оценка ситуации. Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут быть неадаптивными. Липер: эмоция выполняет функцию мотива (побуждение). Мотивы: физиологические и эмоциональные (отличаются по связи с познавательной сферой). Эмоциональные процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции. (3) Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно эмоции. 3) чувства. 1. Теории эмоций в зарубежной психологии. 2. Теории эмоций в отечественной психологии. 3. Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации. Три группы выражения эмоций. 1) поведенческие реакции. Дарвин: мимика, пантомимика. Эмоции — рудименты природы. В них ярко проявляется приспособительный характер: эмоции в своих выражениях совпадают с характерами ориентировочных и оборонительных рефлексов. Выражение эмоций в речи. 2) физиологические вегетативные реакции. Например, КГР — составная часть ориентировочного рефлекса. Участие эмоций в познавательной деятельности. Феномен эмоционального решения мыслительной задачи. Гештальтпсихология: «Творческое предсостояние». Если решение приходит, ему обязательно предшествует эмоциональное решение. 3) биохимические изменения. Они могут приводить к необратимым последствиям, которые действительно угрожают жизни.