Олег Евгеньевич Меньшиков

Родился 8 ноября 1960 года в городе Серпухове Московской области. Отец — Меньшиков Евгений Яковлевич (1934 г. рожд.), военный инженер. Мать — Меньшикова Елена Иннокентьевна (1933 г. рожд.), врач.

В 1977 году Олег Меньшиков поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина (курс В.Б. Монахова) Среди ролей, сыгранных в студенческих спектаклях, — немецкий офицер в «Нашествии» Л. Леонова, Миловзоров в «Без вины виноватые» А.Н. Островского.

Одной из дипломных работ Олега Меньшикова стала роль в спектакле «Лестница славы» по пьесе Э. Скиба. Он ухватил кружевную вязь драматургии Скиба, ее темп, динамику; в этом ключе он играл молодого адвоката, внезапно делающего феерическую карьеру и вместе с тем отдающего себе отчет в происходящем с ним в полной мере. Спектакль имел большой успех, а Олега Меньшикова после окончания училища приняли в труппу Малого театра.

К тому времени у него уже были за плечами несколько кинoрoлей. Первую роль в кино — разведчика Шурки — Олег Меньшиков сыграл еще на 4-м курсе училища в фильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь» (1980). Успешными стали работы у Никиты Михалкова в «Родне» (1981) и у Романа Балаяна в «Полетах во сне и наяву» (1982).

Роль Олега Меньшикова в картине «Родня» запомнилась, хотя и состояла почти из немого крупного плана. И тем не менее сразу после выхода на экран фильма кругом заговорили: «У Михалкова снимался какой-то уникальный актер интеллектуального плана...»

Это было начало. Потом всех потрясла картина Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Этот фильм — сказание о проигравшем все поколении, где Меньшиков мастерски сыграл в дуэте с Янковским. Развивая тему фильма, Р. Балаян, верный своему замыслу, с тревожным и настороженным любопытством ввел в круг действия некоего молодого человека — безымянного, с холодно-стеклянным отсутствующим взглядом, свободного от нравственных катастроф, готового в момент смести мир прошлого, но абсолютно не ведающего, во имя чего его сметать...

Своими первыми ролями (причем все второго плана) Меньшиков высветил себя, будущего, в полный рост. Знаменитым его сделал фильм «Покровские ворота» (1982), поставленный по пьесе Леонида Зорина.

Режиссер картины Михаил Козаков, после того как попробовал на роль аспиранта Кости Ромина огромное количество молодых актеров, увидев Меньшикова на пробах, сразу понял, что удача улыбнулась ему. Роль юного мечтателя и романтика Костика, рекомендовавшего старшим, уже повидавшим многое, усталым людям «быть творцами собственной биографии», сыграна не просто мастерски... Миловидный и живой Костик у Меньшикова победительно обаятелен, сыгран им почти в джазовой импровизации и на одном дыхании. Но главное, чем покорил Меньшиков миллионы телезрителей, — это идеальное соответствие актера экранному образу. Меньшиков-Костик очаровывал всех эпатирующим азартом влюбленности в мир. Немалую роль в этом сыграла и великолепная пластика актера.

После Костика из «Покровских ворот» за Меньшиковым, казалось, надолго утвердился имидж юноши-романтика. Однако актер легко и беспроблемно перешагнул границы амплуа — пригодился театральный опыт, импровизации на сцене, обогатившие и усложнившие его профессиональную палитру.

На сцене Центрального академического театра Советской армии, где Меньшиков работал с 1982 по 1985 год, он сыграл Ганечку Иволгина в «Идиоте» Ф. Достоевского, Буланова в «Лесе» по А. Островскому, роли в спектаклях «Рядовые» А. Дударева, «Часы без стрелок» Б. Рахманина.

В 1985 году Олег Меньшиков перешел в Театр имени М.Н. Ермоловой по приглашению Валерия Фокина, только что назначенного главным режиссером театра. Вместе с ним в театр пришли Татьяна Догилева, Елена Яковлева, Александр Балуев.

Первая роль Меньшикова на новой сцене была небольшой, но очень заметной. В публицистическом спектакле «Говори!», поставленном В. Фокиным по очеркам В. Овечкина «Районные будни» и ставшем одним из знаковых в период перестройки, он играл помощника секретаря обкома. Этот секретарь — молодой, прилизанный, шустренький, в вельветовой курточке, этот начинающий партократ уже четко знал, где, когда и что надо делать и говорить.

Меньшиков играл в «Говори!» всего только эпизод. Его герой — эскиз, легкий набросок пером в череде других действующих лиц. Он появлялся и исчезал, намечая не столько, быть может, конкретные контуры данного характера, сколько очень определенное будущее этого парня, молодого опытного чиновника, начавшего весьма уверенно путь наверх.

Следующей работой актера в Театре имени М.Н. Ермоловой стал Сергей Лукин в спектакле «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Э. Радзинского. Герой Меньшикова выразил в определенном ракурсе свое поколение — смятенное, растерянное, не знающее, как найти себя в новой жизни, которая и страшит, и отталкивает. В спектакле был сильный актерский ансамбль, особенно когда играли два дуэта: Т. Доронина — В. Павлов, Т. Догилева — О. Меньшиков.

Сразу после «Спортивных сцен 1981 года» Меньшиков играет роль абсолютно противоположную Лукину — Робеспьера в спектакле «Второй год свободы» Александра Буравского. Актеру удалось донести до зрительного зала трагические метания человека, который сам «сочинил» революцию, сам ее осуществил и теперь видит, к чему она привела, что принесла людям, в том числе и ему самому...

Роли в «Спортивных сценах 1981 года» и во «Втором годе свободы» были очень существенны на творческом пути Меньшикова: определились масштабы его дарования, его актерской индивидуальности, разносторонние возможности.

В 1989 году Петр Фоменко пригласил Олега Меньшикова в Театр имени Моссовета на главную роль в спектакле «Калигула» по одноименной пьесе А. Камю. Эта постановка стала театральной легендой. Римский диктатор в исполнении Олега Меньшикова (роль отмечена премией и дипломом фестиваля «Московские сезоны») — это адская смесь кровавой жестокости и лиризма, бессилия и всемогущества, коварства и искренности... Он живет, пытаясь злом побороть зло, не понимая, что первой жертвой в этом поединке станет он сам.

Затем Меньшиков сыграл роль Вацлава Нижинского в спектакле ««N» Нижинский» А. Бурыкина (антреприза Театрального агентства «Богис»), поставленном по дневникам великого русского танцовщика. Такие работы очень трудны: зрители обычно ищут соответствия на уровне таланта исполнителя и его героя. И автор пьесы, и актеры — Олег Меньшиков и Александр Феклистов — не ставили перед собой задачу воссоздать жизненный или творческий путь Нижинского, а стремились показать внутренний мир гения, Артиста — «частицы Бога», мудрого и наивного, истинного Поэта танца, иррационального и непостижимого. По словам критики, даже при всей внешней несхожести актер казался на сцене самим воплощением «Бога танца», как называли Вацлава Нижинского современники. Спектакль был награжден премией «Хрустальная роза» (1993).

Известность Олегу Меньшикову принесла роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» М. Шермана в лондонском театре «Глобус» (1992), где он играл в дуэте со знаменитой английской актрисой Ванессой Редгрейв (Айседора Дункан). За исполнение этой роли актер был удостоен премии имени Лоуренса Оливье Британской академии театральных искусств. Здесь же, в Лондоне, Олег Меньшиков играл Ихарева в спектакле «Игроки» по Н.В. Гоголю на сцене театра «Трайсекл».

Параллельно шла интенсивная работа в кино — в картинах «Поцелуй» (1983), «Капитан Фракасс» (1984), «Полоса препятствий» (1984), «Володя большой и Володя маленький» (1986), «Михайло Ломоносов» (1986), «По главной улице с оркестром» (1986), «Мой любимый клоун» (1986), «Моонзунд» (1987), «Брызги шампанского» (1988), «Жизнь по лимиту» (1989), «Лестница» (1989), «Яма» (1990), «Дюба-Дюба» (1992, номинирован на приз за лучшую мужскую роль). За участие в фильме «Моонзунд» режиссера А. Муратова Олег Меньшиков был награжден серебряной медалью имени А.П. Довженко.

Оглушительный успех выпал на долю драмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» (1994, премия «Оскар», Гран-при Каннского кинофестиваля), и в этом немалая заслуга Олега Меньшикова. Роль агента НКВД Дмитрия, написанная сценаристами Никитой Михалковым и Рустамом Ибрагимбековым специально для него, — одна из лучших в кинобиографии актера. Такого изломанного, несчастного, опустошенного человека, предавшего себя и других, уничтоженного и стертого страхом, на экране не было давно. Меньшиков снова изумил и восхитил всех, но теперь уже высочайшим актерским профессионализмом. Роль Дмитрия в «Утомленных солнцем» принесла ему Государственную премию РФ (1996), приз Кинопрессы — «Лучшему актеру года», профессиональную премию за лучшую мужскую роль «Зеленое яблоко — Золотой листок».

Большой актерской удачей стала для Меньшикова и экранизация Сергеем Бодровым-старшим рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник» (1996, Россия — США). Фильм был номинирован на «Оскар». Созданный актером яркий образ прапорщика Александра Ларина был отмечен многими кинематографическими наградами. Среди них: «Золотой Овен», Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль, приз за лучшую мужскую роль III Международного фестиваля «Балтийская жемчужина» в Риге, профессиональная кинематографическая премия «Ника» за лучшую мужскую роль (все 1996). За участие в фильме в 1998 году О.Е. Меньшикову была присуждена вторая Государственная премия РФ.

Новый успех актера — масштабная постановка Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998), где вместе с Меньшиковым, сыгравшим главную роль — юнкера Андрея Толстого, снимались также Джулия Ормонд, Ричард Харрис, Алексей Петренко. За фильм «Сибирский цирюльник» Олегу Меньшикову была присуждена третья Государственная премия РФ (2000), а также «Золотой витязь» за лучшую мужскую роль. В 1999 году на экраны вышел фильм «Мама» режиссера Дениса Евстигнеева с его участием.

Свидетельство международного признания яркого таланта Олега Меньшикова — приглашение на одну из главных ролей в фильме Режиса Варнье «Восток — Запад» (1999, Франция), где его партнерами были звезды французского кино Катрин Денев и Сандрин Боннер. Фильм был номинирован на «Оскар».

В последующие годы актер сыграл Фандорина в фильме Ф. Янковского «Статский советник» (2005), Остапа Бендера в «Золотом теленке» режиссера У. Шилкиной (2006). В настоящее время Олег Меньшиков снимается в роли Юрия Живаго в картине А. Прошкина «Доктор Живаго» и в роли Дмитрия Арсентьева в фильме Н. Михалкова «Утомленные солнцем-2».

В 1998 году Олег Меньшиков создал и возглавил «Театральное товарищество 814», где впервые выступил в роли режиссера, поставив спектакль по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума», в котором исполнил роль Чацкого. В своих последующих постановках — спектаклях «Кухня» М. Курочкина (2000), «Игроки» Н.В. Гоголя (2001), «Демон» (2003) в постановке К. Серебренникова по М.Ю. Лермонтову — он также играет главные роли.

Помимо театральных и кинематографических наград, о которых говорилось выше, О.Е. Меньшиков является лауреатом российской независимой премии «Триумф» за выдающийся вклад в отечественную культуру (1994), премии «Кумир» (2000, «Сибирский цирюльник», «Горе от ума»), двух премий «Чайка» (за роль Чацкого в «Горе от ума»; за лучший актерский ансамбль — спектакль «Игроки»).

В 2003 году Олегу Евгеньевичу присвоено звание народного артиста России (минуя заслуженного). Он также награжден французским Орденом искусств и литературы.

На фестивале в Локарно в 2004 году Олег Меньшиков стал первым обладателем приза «За вклад в актерское искусство».

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.