Послесловие
И последнее. Наверное, каждый из нас не раз смотрел фильм Шукшина «Калина красная», который является своеобразной визитной карточкой писателя. И вот только, заканчивая это повествование, ко мне пришло осознание, что сюжет этого фильма полностью проецируется на жизненную судьбу Есенина. Егор Прокудин (человек совсем не деревенский) возвращается из заключения, пытаясь полностью порвать с прошлым, найти покой в последней любви, в созидательном труде, увидеть, может быть, в последний раз мать и попросить у неё прощения, а потом..., поставив все точки над i, очистив душу, обрести душевный покой. Не такова ли сюжетная линия последних лет жизни Есенина — отказ от «хулиганства», возвращение на родину, воспевание образа матери, попытка последний раз обрести семейное счастье, попытка подвести итоги своей жизни (попрощаться со всеми родными, сжечь лишние бумаги, создать итоговую поэму «Чёрный человек», издать собрание сочинений) и покончить счёты с жизнью:
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
«Калина красная» — это повесть и фильм о ценности человеческой жизни, о попытке человека, нарушившего нравственный закон, расстаться со своим прошлым. Разве это не об Есенине?! «Тема эта, когда жизнь человеческая разменивается на пятаки, прожигается просто так, меня волнует необычайно», — говорил В. Шукшин. В сцене встречи главного героя Егора Прокудина, по кличке Горе, с матерью вершится беспощадный суд над ним, поправшим нормы человеческой морали, но в повести есть и сострадание — народное отношение к горю, трагедии. После выхода в свет «Калины красной» В. Шукшин писал, что Егор умер от того, что понял: ни от людей, ни от себя прощения ему не будет. По признанию Шукшина, показать самоубийство у него духу не хватило, пришлось закончить нелепостью — мобилизовать бандюжек — застрелили. Так и хочется добавить: «как Есенина».
Мамаша, успокойтесь — он не хулиган.
Он не пристанет к вам на полустанке
В войну — Малахов помните курган —
С гранатами такие шли под танки.
Такие строили дороги и мосты,
Каналы рыли, шахты и траншеи,
Всегда в грязи, но души их чисты...
Навеки жилы напряглись на шее...
Что за манеры — сразу за наган?
Что за привычки — сразу на колени?
Ушел из жизни Маяковский — хулиган,
Ушел из жизни хулиган — Есенин.
Чтоб мы не унижались за гроши,
Чтоб мы не жили, мать, по-идиотски,
Ушел из жизни хулиган — Шукшин,
Ушел из жизни хулиган Высоцкий.
Мы живы, а они ушли туда,
Взяв на себя все боли наши, раны.
Горит на небе новая звезда,
Её зажгли, конечно, хулиганы!
(Валентин Гафт)