Главная /
Публикации / Г.В. Кукуева. «Рассказы В.М. Шукшина: лингвотипологическое исследование»
Выводы
Теоретические основания характеристики художественного текста с точки зрения современной научной парадигмы проистекают из комплексного взгляда на объект исследования (сопряжение семиотического, герменевтического, риторического с системно-деятельностным и антропоцентрическим подходами). Такое положение дел в качестве основополагающего выдвигает жизнедеятельностный фактор, актуализирующий рассмотрение аспекта целостности текста с разных позиций. По отношению к текстам малой прозы В.М. Шукшина целостность выступает своеобразной призмой, через которую представляется возможным охарактеризовать внутрижанровое многообразие рассказов как единого текста с набором типовых и дифференциальных признаков. Установленная исследователями динамическая целостность прозы писателя проявляет себя на всех уровнях построения текстов и реализуется в многослойности и неоднородности повествования, в разнообразных формах синтеза речи повествователя и персонажей и, как результат, в организации открытой структуры рассказов, детерминирующей фактор внутрижанрового многообразия.
Одним из путей, ведущих к «вскрытию» механизма динамической целостности, видится типологическое осмысление текстов Шукшина. Общетеоретические условия для создания концепции лингвопоэтической типологии предопределяются гуманитарно-философским, лингвостилистическим, текстологическим и литературоведческим факторами.
Внутрижанровое многообразие малой прозы, организация ХРС, особая архитектоника и система образов детерминируют сопряжение общетипологических подходов с конкретными позициями шукшиноведов, обозначающих возможные пути рассмотрения сложных текстов рассказов Шукшина. Многовекторность подходов позволяет квалифицировать создаваемую лингвопоэтическую типологию как междисциплинарную в своей основе, но лингвистичную по сути.
Концепция лингвопоэтической типологии выстраивается на основе учета сущностных качеств поэтического языка, которые проистекают не из дистанцирования и разграничения стихотворного и прозаического текста как разных форм выражения авторского начала, а из особого функционального применения языка, освещаемого через призму эстетического. Различие между стихом и прозой кроется в векторе реализации эстетической функции. Поэтический язык раскрывается на основе рассмотрения трех взаимосвязанных функций: коммуникативной, эстетической, поэтической.
С позиции лингвопоэтического подхода к художественному тексту наиболее приемлемым представляется понимание поэтического языка как эстетически организованного образования (результат творческой трансформации предмета, отражающий авторское видение действительности), наделенного выразительностью (предмет в тексте есть «сдвинутый» языковой знак, первичное значение в нем выступает как внутренняя форма по отношению ко вторичному значению). Установлено, что возможность лингвопоэтического исследования текстов рассказов В.М. Шукшина детерминируется задачами поэтического языка, тесно смыкающимися с проблемами описания структуры словеснохудожественных произведений.
Основанием для создания многоуровневой лингвопоэтической типологии служит категория «образ автора» в ее типологическом аспекте. Уровни репрезентации авторского начала, приобретая статус параметров типологизации, находящихся в отношениях взаимообусловленности, призваны отразить свойственную текстам динамичность, проявляющуюся в характеристике их типов, подтипов и модификаций, выявить возможные внутритиповые и межтиповые пересечения.
Результатом методологических процедур, приемов и методик анализа является сформулированное в данной части работы понятие лингвопоэтического типа художественного текста с динамической моделью ХРС.