Не честолюбив в мелочах, но принципиален в главном
Был случай, когда кто-то в присутствии Василия Макаровича, критикуя «Калину красную», противопоставил правду жизни правде искусства. Шукшин услышанное обсуждал вслух, стремительно двигаясь по коридору «Мосфильма».
— Как две правды? — недоумевал он. — Нет какой-то отдельной правды искусства. Есть правда и есть ложь!
После первой репетиции сложной сцены знакомства старика Байкалова с Егором Прокудиным Шукшин спросил актера:
— Репетируешь ты хорошо, а сыграть так сможешь?
И беспокойно продолжил:
— Ты пойди за декорацию. Посиди один. Не потеряй состояния. — И попросил оператора поскорее заснять этот эпизод.
Всего два дубля были посвящены сложной сцене, где Прокудин и Байкалов «через недоверие налаживают взаимоотношения».
Но первоначально этот эпизод был другим. Там Егор и старик говорили о курении. Прокудин предлагал Байкалову «Памир», а тот привередливо доставал свой самосад. Рыжов был актером некурящим и понял, что по этой причине весь диалог будет не совсем убедительным, что, не церемонясь, и выложил автору. Василий Макарович тут же, на съемочной площадке, переписал весь текст роли с расчетом именно на фактуру Рыжова. И эпизод, как в истории с Ниной Сазоновой, получился блистательный! Зритель с живым интересом следит за стремительно развивающимися событиями в доме Байкаловых, за искрометным диалогом двух героев, полярно противоположных друг другу: стахановец, законопослушный человек — и уголовник, имеющий несколько судимостей.
Киногруппа «Калины красной» жила в пяти километрах от того места, где шли непосредственные съемки. Артистов доставляли туда на автобусе. Рыжов решил ходить к месту съемок пешком. Как-то с ним вместе напросился в компанию и Василий Макарович.
Некоторое время вместе шагали молча по дороге. Незаметно Шукшин отстал от Рыжова, погруженный в свои размышления. Когда они прибыли к месту назначения, догнавший артиста Василий Макарович пожал с энтузиазмом Рыжову руку на прощанье. Но на этом не закончилась многозначительная история.
На другой день Лидия Федосеева-Шукшина начала вдруг допытываться у Ивана Рыжова, о чем это они говорили дорогой с Василием, уж очень он в хорошем настроении пришел на съемку да еще хвастался:
— Как с Иваном-то интересно было!
Произнесли же эти «попутчики» всего лишь: «Ну, пошли!» — в начале пути и «Ну вот, пришли. До свиданья» — в конце. И больше ни одного слова ими не было сказано за всю дорогу. Просто Шукшин был искренне благодарен Рыжову за то, что актер тактично не мешал течению мыслей кинорежиссера за весь пятикилометровый путь! Всю юмористичность эпизода они оставили при себе, будучи благоразумными людьми.
На съемках «Калины красной» группа жила в Белозерске на Беломорканале. Рыжов жил в гостинице, а Шукшины снимали частную квартиру, где не было телефона.
Однажды в номере Ивана Рыжова раздался звонок. Оказалось, из журнала «Сибирские огни» — разыскивают Василия Макаровича. Артист позже передал Шукшину, что ему звонили из Новосибирска.
Именно Рыжову посчастливилось слышать весь разговор Василия Макаровича с литературным работником. Журнал «Сибирские огни» решил опубликовать два рассказа Шукшина, правда, предложив в одном из них выкинуть какую-то фразу. Василий Макарович тут же на эту правку согласился. Но вторую наотрез отказался принять, вплоть до того, что заявил: «Лучше весь рассказ не печатать», — так как ради этой фразы, по существу, и строился весь сюжет произведения.
Артист наглядно убедился в том, что Василий Макарович не честолюбив в мелочах, но принципиален в главном!