«Легендарный при жизни человек»
В последней статье, опубликованной в газете «Правда» перед смертью, Василий Макарович скажет, что, как только он поставит фильм о Стеньке Разине, расстанется с кинематографом навсегда.
Закрытие постановки картины о Степане Разине было первым ударом для Василия Макаровича. За первым последовал вскоре и второй: Шукшину не дали снимать на Киностудии им. Горького «Калину красную». Третий удар наименее важен, но и он сыграл свою роль в уходе Василия Шукшина с киностудии: не брали, несмотря на многочисленные хлопоты и просьбы, в штат Лидию Федосееву. Позже она будет зачислена в штат «Мосфильма». И Шукшин был не единственный, кто ушел тогда с Киностудии им. Горького. Ее покинули такие мастера, как Марлен Хуциев — режиссер, Маргарита Пилихина — оператор. Тоже известные люди.
Кинематографическая среда вытолкнула их на поверхность, высветив имена для общественности.
Шукшин уходит работать на «Мосфильм» в объединение Бондарчука, чтоб вскоре «запуститься» с кинофильмом «Калина красная». С ним уйдет и кинооператор Анатолий Заболоцкий, снявший с Шукшиным «Печки-лавочки» — последний фильм, связанный с Киностудией им. Горького.
Василий Макарович расстался с альма-матер, давшей ему некогда путевку в жизнь, с единственной целью — добиться снова постановки фильма о Стеньке Разине, теперь уже на киностудии «Мосфильм». При этом он сказал в одном из интервью, что, как только он поставит фильм о Степане Разине, будет расставаться с кинематографом. Сложно сейчас судить, выполнил бы свою угрозу Шукшин, — единственное важно, что Василий Макарович не сложил оружия. Образ народного заступника Степана Разина был воплощен в романе, перекочевав туда из киносценария.
Зная же сегодня о том, что только в наше время, на пороге XXI века, будет реабилитировано казачество, можно предположить, что государственная система руками кинодеятелей не давала дороги Шукшину с его народной версией о Степане Разине, которая не отвечала идеологическим установкам того времени.
Помня же о том, как однажды и Юрий Нагибин делал заявление, схожее с шукшинским, и на какое-то время даже расставался с кинематографом, а потом все-таки вернулся в его причудливый, неспокойный мир, не будем и относительно Василия Макаровича делать опрометчивых выводов.
В предисловии к роману о Степане Разине, изданному за рубежом, известная финская переводчица Улла Лииса Хейно называет Шукшина «легендарным при жизни человеком»! И провидчески угадывает: Василий Макарович действительно вскоре станет народной легендой нашего Отечества. Правда, уже после смерти.