«Все знаменитые люди вышли из деревни...»
В Шукшине не переставала ныть одна струна, не давая покоя. Она постоянно напоминала о себе своим язвительным смыслом.
И во ВГИКе и после вуза в судьбе В.М. Шукшина всегда жило напряженное отношение с определенными кругами. Конфликт с ними переходил в творческое поведение: Василий Макарович был постоянно в напряжении, готовый к отражению атак.
Конечно, это не могло не оставлять следа и в душе, и рубцов на сердце.
Вспомните, как в киноповести «Печки-лавочки» Иван Расторгуев отвечает командировочному, пытающемуся снисходительно-насмешливо поучать едущего на юг героя:
— Деревенские свои замашки надо оставлять дома. Надо соответственно себя вести. Вы же не у себя в деревне.
Иван дает ему точное определение:
— Профурсетка в штанах.
Герои произведений Василия Макаровича вместе с автором постоянно в обороне, никогда не вылезают из своего окопа, будто навсегда прописались там. Вот, пожалуйста, еще пример:
А в чем дело вообще-то? Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Как в черной рамке, так смотришь — выходец из деревни. Надо газеты читать! Што ни фигура, понимаешь, так — выходец, рано пошел работать.
Шукшин продолжает отстаивать незыблемость духовного поля, исследовать процесс оттока населения из деревни, ломку устоявшегося сознания и потерю самобытности деревенского жителя, которого бросили безжалостно в очередной раз под колеса «машины времени».
Шукшину важна ясность в человеке:
Ведь в деревне весь человек на виду.
Вот почему все мои герои живут в деревне. Я не могу ни о чем другом рассказывать, зная деревню. Я был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен; по неопытности я мог какие-то вещи поначалу заимствовать, тем не менее я выбирался, на мой взгляд, весьма активно на, так сказать, однажды избранную дорогу. И в общем-то, мне кажется, я не схожу с нее, то есть темой моих рассказов и фильмов остается деревня.
Первый сборник «Сельские жители» (1963 г.) был встречен критикой в общем-то дружелюбно, с пониманием.
Писатель М. Алексеев назвал свою рецензию на книгу Шукшина «Очень талантливо», критик В. Софронова — «Талант души», критик Э. Кузьмина — «Прочная основа». Уже по одним названиям статей известных в литературе имен можно судить, что писатель Шукшин больше приходился ко двору в литературе.
Не имеет смысла эти рассказы расшифровывать в биографической книге — она не критическая и не литературоведческая, — но следует отметить, что не все рассказы этого сборника равноценны и художественно убедительны.
Здесь важно другое: книга Шукшина была сразу замечена. В ней известным писателем и состоявшимися критиками отмечено положительное, яркое, самобытное, правдивое, запоминающееся.