Стеньку Разина закрыли
Стихотворение Шукшина «И разыгрались же кони в поле» — отражение трудностей, предчувствие новых утрат, будущих испытаний на жизненном пути:
И разыгрались же кони в поле,
Поископытили всю зарю.
Что они делают? Чью они долю
Мыкают в поле том? Уж не мою ль?
Тихо в поле. Устали кони.
Тихо в поле, зови не зови.
В сонном озере, как в иконе,
Красный оклад зари.
Я эти восемь строк обнаружила в книге Шукшина «Там, вдали» в качестве эпиграфа к одному из рассказов, но приняла их за слова народной песни. Так уж сложилось, что большую часть своих стихов я пела под гитару, и в этих неприхотливых строках я услышала тайную мелодию. А тут еще и случай подоспел, да еще какой!
Шукшин был раскован, приятно возбужден. У него утвердили сценарий «Я пришел дать вам волю» на Киностудии им. Горького. На днях он отправился под Астрахань на выбор места съемок, подбор и поиски предметов быта давних времен у местных рыбаков и жителей. Он нашел наконец-то своего кинооператора Анатолия Заболоцкого. Давно искал именно такого — и нашел: единомышленника, верного друга, сострадательного и понимающего. Должна заметить, что в окружении Шукшина случайных людей не было. Он, как и мой земляк поэт Василий Федоров, «одних безудержно любил», других «до смерти ненавидел». С Шукшиным было и трудно, порой невыносимо, но никогда — скучно. В коллективе, который с ним оставался работать, Василию Макаровичу хотелось видеть надежный собственный тыл. Он-то хорошо знал, что это такое, и, конечно, испытывал в этом постоянную нужду. «Нерасшифрованному» бойцу, ведущему постоянно «окопную жизнь», иногда чудилась и надежность в зыбком пространстве кинематографического мира.
В журнале «Советский экран» появилась статья Юрия Скопа, сообщавшая кинозрителю о готовящейся к запуску картине о Степане Разине. Напечатали фотографию Шукшина с двумя дочками на коленях. На снимке Василий Макарович был бородат, как Стенька Разин: решил, что только сам сможет сыграть народного героя должным образом.
Вскоре киногруппу начали разыскивать на юге. Оказалось, забрали в лагеря. Под Астраханью свирепствовала холера. Сжигались помидоры, арбузы, уничтожались фрукты. Тяжелое положение Василия Шукшина усугублялось еще и тем, что он прихватил с собой в поездку племянника Сережу — сына сестры Наташи.
По киностудии поползли слухи, один противоречивее другого.
Картина прошла подготовительный период, подобраны были почти все исполнители главных ролей, утвержденный на фильм художник Пашкевич сделал эскизы и даже написал портрет Степана Разина. Фильм рассчитывался на четыре серии.
Режиссерский сценарий Шукшин сдал в редакторский отдел Алле Гербер, которая потребовала исключения из киносценария «жестоких сцен», ломки многих устоявшихся взглядов и позиций Шукшина.
При составлении сметы оказалось, что превышен лимит. Но Госкино СССР дало разрешение на постановку — с уменьшением денежных затрат. Директор кинокартины Геннадий Шолохов принять этот вариант наотрез отказался.
Группа ведущих кинорежиссеров и члены художественного совета поспешили с выводами о том, что фильм Шукшина дорогостоящ и сложен в постановочном плане — может случиться, что силами киностудии «Стеньку» невозможно будет «поднять», плюс ко всему окажутся без работы пять-шесть режиссеров. С этими претензиями они вышли на Госкино СССР, и кинокартину о Степане Разине закрыли.
Вот такая была внутренняя механика событий, выбивших почву из-под ног Василия Макаровича. Ему показали силу и мощь эгоизма большинства.
Но если сравнивать аппетиты современных киномагнатов, то масштабы шукшинских затрат просто ничтожны.
После смерти Шукшина Николай Губенко и Михаил Ульянов пытались получить разрешение на постановку по сценарию Шукшина картины «Я пришел дать вам волю» — не разрешили. Позже Киностудия им. Горького дала возможность поставить фильм о Разине режиссеру Илье Гурину, но по роману Чапыгина.