Главная / Публикации / Д.В. Марьин. «Несобственно-художественное творчество В.М. Шукшина: поэтика, стилистика, текстология»

Выводы по Главе 1

Жизнь и творчество В.М. Шукшина выпали на сложный период в истории нашей страны, насыщенный эпохальными событиями и сменами политического курса: коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление, хрущевская «оттепель», первое десятилетие брежневского «застоя». Все противоречия эпохи нашли отражение в биографии известного русского писателя, кинорежиссера и актера. Потомственный крестьянин из глухой алтайской деревни, сын расстрелянного «врага народа», трудный подросток и хулиган, исключенный из техникума, рабочий на стройках подмосковья, береговой матрос, комсомольский агитатор и директор вечерней школы в родном селе, студент ВГИКа, востребованный актер, известный писатель и кинорежиссер, один из духовных ориентиров русской культуры XX века — таковы основные вехи жизненного и творческого пути, пройденного В.М. Шукшиным за 45 лет.

Биография писателя такого масштаба и с такой судьбой — сама по себе есть полноценный предмет изучения в литературоведении. Биография предполагает «осмысление истории жизни личности, нацеленное на поиск и выявление истоков общественно значимой деятельности человека в его индивидуальном биографическом опыте» [Холиков, 2010, с. 21]. Факты биографии писателя способствуют адекватной интерпретации произведений его художественного творчества. Между тем научное жизнеописание В.М. Шукшина до сих пор не создано, а имеющиеся на сегодня работы по этой теме (см. [Коробов, 1984], [Гришаев, 1994], [Ягункова, 2009], [Варламов, 20142]) не в состоянии осветить многочисленные белые пятна его биографии. Пожалуй, одной из главных причин этого является недостаточное использование свидетельств самого Шукшина, сохранившихся в его письмах, автобиографиях, личных документах, дарственных надписях: до последнего времени эти тексты были малодоступны для исследователей.

Нельзя не согласиться с высказыванием М.О. Чудаковой: «Если биография не имеет объясняющей силы в отношении творчества, то творчество имеет таковую в отношении биографии» [Чудакова, 1973, с. 69]. Произведения художественного творчества В.М. Шукшина (рассказы и даже повесть для театра «До третьих петухов») не раз привлекались биографами для жизнеописания писателя (см., например, [Коробов, 1984, с. 15, 117], [Ягункова, 2009, с. 230]). Корпусу текстов несобственно-художественного творчества (за исключением публицистики) в этом отношении повезло гораздо меньше. Между тем, именно несобственно-художественные произведения — письма, документальные автобиографии, автографы, рабочие и дневниковые записи, публицистика — могут стать начальной точкой для противоположных исследовательских векторов в пространстве между биографией и художественным творчеством, указанных М.О. Чудаковой. Несобственно-художественное творчество, с одной стороны, может стать важнейшим источником для изучения жизни писателя и составления его биографии; с другой стороны, несобственно-художественное творчество дает значительный материал для интерпретации сюжетных линий, образов и характеров художественных произведений автора. Произведения несобственно-художественного творчества дают возможность проникнуть в творческую лабораторию писателя, лучше понять процесс эволюции его творчества.

Дифференциация художественного и несобственно-художественного творчества в настоящей работе проводится на основе учения М.М. Бахтина о первичных и вторичных речевых жанрах, а также жанровой теории французского литературоведа и философа Ж.-М. Шеффера. Жанры несобственно-художественного творчества характеризуется первичностью с точки зрения происхождения (в отличие, от художественных, вторичных, например, от романа, повести, вбирающих в себя первичные жанры), развитием средств поэтики в качестве не основной, а дополнительной функции, по ряду коммуникативных и прагматических признаков.

К жанрам несобственно-художественного творчества традиционно относят письма, дневники, автобиографии, деловые документы, некрологи, публицистику и т. п. В отношении словесного творчества В.М. Шукшина этот перечень нами конкретизирован, исходя из фактического материала, доступного на сегодняшний день: письма, документальные автобиографии (собственно автобиографии), автографы (дарственные и памятные надписи), рабочие записи, публицистика. Каждый из этих жанров обладает собственной внутрижанровой типологией, определенным набором средств поэтики, особым воздействием на художественное творчество В.М. Шукшина. «Анализ жанровой формы предполагает, наряду с рассмотрением структуры повествования, выявление жанрообразующих лексических и грамматических средств, описание основных приемов словоупотребления и способов образного освоения мира» [Николина, 2002, с. 6]. Далее в работе нами будет подробно проанализирован каждый из названных жанров в ходе комплексного филологического анализа, включающего анализ текстологии, жанровых особенностей, средств языка и поэтики, а также отражения в художественных произведениях писателя. Подобный анализ позволяет ввести несобственно-художественные тексты Шукшина в исследовательское поле литературоведения и тем самым определить их настоящую роль в творческой эволюции известного русского писателя.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.