Главная / Публикации / Д.В. Марьин. «Несобственно-художественное творчество В.М. Шукшина: поэтика, стилистика, текстология»

4.2 Особенности композиционного строения автографов В.М. Шукшина

Проблема композиционного строения автографов связана с выявлением разноуровневых принципов, организующих структуру текста шукшинского автографа. Наиболее общим принципом является выбор типа авторской стратегии. В зависимости от авторской стратегии выделяются автографы:

1) статичные: Бийской центральной библиотеке от автора. В. Шукшин. Бийск. 23 апреля, 1967 год; Саше — на память (1954—1971 гг.). Москва. В. Шукшин; Вале Виноградову — на память. Апр. 1972 г. В. Шукшин. Москва; Валерию Фомину — на добрую память. В. Шукшин. 27/VI.—74 г. Москва [Шукшин, 2014, т. 9, с. 83, 85, 86] и др. В данном случае надпись фиксирует лишь один факт: акт дарения Шукшиным адресату книги, фотографии и т. п. Текст автографа не предполагает активации каких-либо коннотаций у адресата, не рассчитан изначально на его ответную реакцию;

2) нарративные: Лидии Андреевне на добрую память. Спасибо за помощь — даст бог, заговорит наш Стенька... Окт. 70. Новочеркасск. В. Шукшин; Дочери Кате — от папы. Там, вдали — это моя родина, Катя, и твоих сибирских предков. Будь здорова, родная! Папа В. Шукшин. Москва 1972 г.; Брату Саше Буркину и жене его Наде — от автора. Брат, хочется, чтоб судьба твоя была немного полегче. Март, 1971 г. Москва. В. Шукшин. Прочитай рас-з «В профиль и анфас» [Шукшин, 2014, т. 9, с. 84, 85]. В данном случае в структуру дарственной надписи включен рассказ, нарратив, который рассчитан на коммуникацию с адресатом, на активацию общих фоновых знаний.

Следующим важным принципом, влияющим на организацию структуры автографа, является тип авторской интенции. С этой точки зрения можно выделить автографы:

1) собственно дарственные: Рените и Юре Григорьевым — на память о всем добром, хорошем. Март 1971 г. Москва. В. Шукшин; Василию Ермилову, прообразу Пашки Колокольникова, на память. В. Шукшин, 22 май, 1971 г., Москва; Читателям Веселовской 2-й районной библиотеки — на добрую память. Шукшин. 1966 г. Москва [Шукшин, 2014, т. 9, с. 83, 84];

2) констатирующие: С глубоким волнением, с грустью дышал воздухом этого домика. 14 апреля 1974 г.; Братка, милый, делать надо то, что надо делать!; Милые мои: Наташенька, Наденька, Сереженька, люблю я вас всех, а больше всего вашу бабку, бабку Марусю, любите и вы ее, ведь она моя мать [Шукшин, 2009, с. 84—85];

3) директивные: Пользуясь случаем, передаю привет землякам. Отменного здоровья и всяческих Вам удач, дорогие товарищи, в наступающем 1967 году! В. Шукшин; Брату Саше Буркину и жене его Наде — от автора. Брат, хочется, чтоб судьба твоя была немного полегче. Март, 1971 г. Москва. В. Шукшин. Прочитай рас-<ска>з «В профиль и анфас»; Милые мои: Наташенька, Наденька, Сереженька, люблю я вас всех, а больше всего вашу бабку, бабку Марусю, любите и вы ее, ведь она моя мать [Шукшин, 2014, т. 9, с. 84, 85].

Шукшинские дарственные надписи могут различаться по принципу наличия/отсутствия адресата в тексте. Таким образом, выделяются автографы:

1) с адресатом — подавляющее большинство: Виктору Коротаеву — на память и дружбу. В. Шукшин. Весна 1974 г. Москва; Толе Заболоцкому, другу и единомышленнику — с любовью и надеждой, что мы еще помолотим. 29 апреля, 1974 год; Михаилу Ульянову — земляку, коллеге, художнику с дружбою. В. Шукшин и др.

2) без адресата. Их получатель может быть установлен лишь по косвенным данным (свидетельство самого получателя): С глубоким волнением, с грустью дышал воздухом этого домика. 14 апреля 1974 г.; Поздравляю с Новым 1974 годом. Увидишь, какой это будет старый Новый год; «Я помню чудное мгновенье». В. Шукшин; Что делать? Жениться или не жениться? Москва, Сокольнический переулок, 1954 г.; Скучища <зеленая>, а жить надо! В. Шукшин 1960 [Шукшин, 2014, т. 9, с. 82].

Тексты автографов с адресатом могут иметь дальнейшее подразделение. Композиционным принципом, не только влияющим на организацию структуры надписи, но и определяющим выбор грамматической конструкции является тип падежной формы объекта-адресата. В зависимости от падежной формы объекта-адресата выделяются автографы:

1) дативные — самые многочисленные: Сане Куксину — другу и активному пропагандисту кино. В. Шукшин. Москва. 1965 г.; Васе — старшине I статьи, Ермилову, в знак памяти и дружбы. Василий Шукшин. Февраль 1965 г.; Михаилу Ульянову — земляку, коллеге, художнику с дружбою. В. Шукшин и др. [Шукшин, 2014, т. 9, с. 83—85];

2) вокативные: Толя, есть возможность лязгнуть. А это — на память тебе. Апрель 1973 г. Москва. В. Шукшин (А.Д. Заболоцкому); Валя, дорогой мой русский человек — на память и на дружбу! В. Шукшин. Москва. 72 г. (В.Н. Виноградову); Братка, милый, делать надо то, что надо делать! (И.П. Попову); Милые мои: Наташенька, Наденька, Сереженька, люблю я вас всех, а больше всего вашу бабку, бабку Марусю, любите и вы ее, ведь она моя мать (Зиновьевым) [Шукшин, 2014, т. 9, с. 84—85];

3) аккузативные: В Дом-музей Сергея Есенина. Помним тебя. Любим. В. Шукшин. 1970 г. [Шукшин, 2014, т. 9, с. 85].

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.