Главная /
Публикации / Д.В. Марьин. «Несобственно-художественное творчество В.М. Шукшина: поэтика, стилистика, текстология»
Выводы по Главе 3
В количественном отношении автобиографии В.М. Шукшина, пожалуй, — самая малочисленная в жанровом отношении группа текстов словесного творчества алтайского писателя. Доступные исследователям шукшинские автобиографии относятся к типу «собственно автобиографий», т. е. к разновидности личных документов. Эти тексты создавались В.М. Шукшиным в различных ритуализованных ситуациях и представляют собой традиционный перечень фактов, изложенных в хронологическом порядке и имеющих отношение к социальной жизни и профессиональной деятельности автора. Вместе с тем, автобиографии Шукшина для литературоведа имеют гораздо большее значение, чем просто комментарий к биографии писателя.
Документальные автобиографии В.М. Шукшина могут служить источником изучения идиостиля писателя и его эволюции, поскольку содержат элементы эволюции языка и поэтики. В контексте роста интереса к исследованию автобиографий в прикладной лингвистике [Pavlenko, 2007, с. 163], [Волошина, 2008] и литературоведении [Николина, 2002] проблема языковых особенностей автобиографии — одна из главных задач в процессе исследования текстов данного типа. Анализ языка и поэтики документальных автобиографий, проведенный нами в настоящей работе, показал, что наряду с типичными свойствами автобиографических текстов (употребление форм глагола в прошедшем времени, отсутствие будущего, страдательный залог, обилие числительных и т. п.) в шукшинских текстах данного жанра также представлена особенность поэтики, универсальная для словесного творчества Шукшина, особенно художественного: несобственно-прямая речь.
Не менее важен мотивный анализ текстов автобиографий Шукшина. Документальные автобиографии лишь поддерживают «легенду о Шукшине» [Givens, 2000, с. X], инициатором которой был сам писатель. Василий Макарович, как мы показали на ряде примеров, был склонен к игре со своей биографией. Подобная игра свидетельствует о присутствии вымысла, что в свою очередь, без сомнения, является признаком фикционализации документальной автобиографии и может рассматриваться как первый шаг на пути к созданию литературно-художественной автобиографии. Таким образом, можно говорить об эволюции автобиографии в творчестве В.М. Шукшина в направлении от документа к литературному жанру.
Для В.М. Шукшина достоверность в литературно-художественном произведении часто подразумевала обращение к событиям собственной жизни и выражалась в проекции собственной биографии на персонажей (например, Петр Ивлев, Егор Прокудин и др.). Для многих героев выдуманная автобиография — способ снятия конфликта, своеобразный социальный реванш. Но прием искажения автобиографии может быть истолкован и в отношении самого алтайского писателя, вынужденного на протяжении долгого времени скрывать некоторые факты своей биографии. Создавая легенду, мифы о себе (продолжающие жить и сегодня), он избегал потенциального социального конфликта, который мог бы помешать его творческой деятельности. Анализ автобиографий позволяет выделить декомпенсацию в качестве главного мотива жизнеописания В.М. Шукшина, повлиявшего на постоянный поиск новых путей в жизни и творчестве.
Автобиографии В.М. Шукшина составляют значимый пласт в творческом наследии алтайского писателя. Автобиографии обладают собственным набором языковых средств, характеризуются воздействием на художественную прозу Шукшина, являются важным источником сведений о жизни и творчестве писателя. Все вышесказанное позволяет рассматривать автобиографии алтайского писателя в качестве самостоятельного объекта исследования в шукшиноведении.