Главная /
Публикации / Д.В. Марьин. «Несобственно-художественное творчество В.М. Шукшина: поэтика, стилистика, текстология»
Выводы по Главе 2
Эпистолярий является важнейшей и достаточно обширной по объему материала частью литературного несобственно-художественного творчества В.М. Шукшина. Шукшинские письма не выходят за пределы конкретной ситуации (бытовой, производственной, житейской), в целом лишены художественного обобщения. Хронологически (1949—1974 гг.) письма охватывают большую часть жизни писателя. Многие основные факты биографии Шукшина нашли отражение в текстах писем: служба в ВМФ СССР, поступление во ВГИК и учеба там, первые шаги в кино, рождение дочерей, работа над литературными и кинопроизведениями. Роль эпистолярия в реконструкции биографии В.М. Шукшина поистине бесценна. Но участием в составе «эпистолярного конвоя» [Диброва, 2004, с. 383] художественного творчества Шукшина роль писем отнюдь не ограничивается.
Комплексный филологический анализ эпистолярия В.М. Шукшина представляет его как сложный и с формальной, и с содержательной стороны феномен словесного творчества.
Текстологический анализ писем помогает вскрыть характерные стилевые особенности [Минералов, 1999, с. 19] Шукшина-эпистолографа: редкая авторская датировка, практически полное отсутствие грубой и нецензурной лексики, невнимание к нормам орфографии и пунктуации.
С точки зрения внутрижанровой структуры эпистолярий В.М. Шукшина также демонстрирует разнообразие. Писатель использует богатый спектр эпистолярных субжанров, многие из которых (дружеские, любовные, рекомендательные и др.) ведут свою традицию еще с античности. Вместе с тем, Шукшин оказывается причастен и к эпистолярной традиции советской эпохи — жанру «письма вождю». В эпистолярии писателя с Алтая скрещиваются культурные традиции разных эпох, разные идеологии, разные стили.
Язык и поэтика шукшинского эпистолярия богаты и разнообразны. Автором задействованы группы лексики (стилистически нейтральная, просторечие, диалектизмы, книжная), особенности морфологии (деминутивы) и синтаксиса (односоставные предложения, эллипсис), средства поэтики (повтор, антитеза, градация, диалогизация, цитация), которые нашли проявление и в литературно-художественном творчестве Шукшина. Однако есть и особенности идиостиля, характерные для эпистолярия. Прежде всего, это использование устаревшей формы звательного падежа.
Для В.М. Шукшина письма — не просто средство коммуникации, но и средство апробации приемов языка и поэтики, идей, образов и характеров, которые впоследствии находили отражение в художественном творчестве. С годами стиль Шукшина-эпистолографа становится гармоничнее, уходит от излишней вычурности, дисгармонии в соединении столь богатого набора элементов языка и поэтики.
Письма — самые ранние тексты В.М. Шукшина, дошедшие до нас. Они важны для будущего писателя наличием адресата, т. е. собеседника, слушателя. Ведь свои юношеские опыты в художественной литературе Василий Шукшин никому не показывал [Гришаев, 1994, с. 83]. В письмах Шукшин-студент получил возможность высказать близким друзьям свои взгляды на киноискусство и литературу — то, что позже будет развито им в программных публицистических статьях. Письма стали для Шукшина полем концептуализации мысли, в опосредованном общении с адресатом творческие, гражданские идеи писателя «шлифовались», получали свое смысловое и стилистическое завершение. Эпистолярий В.М. Шукшина обнаруживает связь с художественными текстами писателя как на формальном, так и на мотивном уровнях. Письма могут включаться в шукшинский прозаический текст в виде структурной части или целиком представлять собой эпистолярное произведение. Мотивы, связанные с осмыслением проблем искусства, семьи, власти, церкви и веры, в письмах Шукшина нередко находят проявление раньше, чем в литературных произведениях. В основе подобной проницаемости границ художественного произведения лежит трансжанровость, свойственная художественному творчеству В.М. Шукшина, охотно использовавшему принципы документализма: документальный рассказ «Кляуза», псевдоцитация документов XVII в. в романе «Я пришел дать вам волю», документальные кадры в кинофильмах.
Указанные тезисы позволяют считать эпистолярий самостоятельным жанром несобственно-художественного творчества В.М. Шукшина, обладающим собственной жанровой подсистемой, определенным набором средств языка, поэтики и стилистики.