Главная / Публикации / Д.В. Марьин. «Несобственно-художественное творчество В.М. Шукшина: поэтика, стилистика, текстология»

Введение

Художественное творчество выдающегося русского писателя, актера и кинорежиссера Василия Макаровича Шукшина (1929—1974) достаточно хорошо известно как в России и всем постсоветском пространстве, так и в странах дальнего зарубежья1. Его литературные произведения активно издаются, они включены в школьную программу для старших классов, регулярно экранизируются2 и становятся основой для театральных постановок3, служат претекстами для современной русской прозы [Десятов, 20142]. Без преувеличения, «творчество Шукшина — достояние не только русской, но и мировой культуры» [Алавердян, 2010, с. 177]. Жизнь В.М. Шукшина оказалась короткой; еще более короткой была его жизнь в искусстве. Но то, что он успел сделать в литературе и кинематографе, позволяет ему встать в один ряд с великими деятелями отечественной культуры XX века. Творчество Шукшина и теперь, во втором десятилетии XXI века, актуально и востребовано не только в России и всем постсоветском пространстве, но и в дальнем зарубежье. Его литературные произведения и кинофильмы — часть повседневной жизни современного образованного человека.

Несобственно-художественное творчество В. Шукшина известно в гораздо меньшей степени. В целом, эпистолярное наследие писателя, его автобиографии, автографы, рабочие, дневниковые записи и т. п. редко попадают в фокус внимания исследователей, что обусловлено целым рядом причин. Во-первых, несобственно-художественное творчество традиционно воспринимается как явление, находящееся на периферии творческой деятельности писателя, имеющее узкую сферу функционирования и не влияющее на общий ход литературного процесса. Во-вторых, дневники, письма, автобиографии часто носят сугубо личный, интимный характер, как правило, при жизни писателя не публикуются, достоянием широкой общественности не становятся. По известной инерции такое положение нередко сохраняется и in morte писателя, тем более, что личные архивы выдающихся деятелей искусства далеко не всегда доступны для исследователей.

Все сказанное в полной мере относится к несобственно-художественному творчеству В.М. Шукшина. За редким исключением (см. [Лебедев, 1997], [Глушаков, 2008], [Попова, 2008]) несобственно-художественные тексты писателя ранее не становились объектом отдельного исследования. В 2009 г. к 80-летию В.М. Шукшина коллективом филологов Алтайского государственного университета подготовлено восьмитомное собрание сочинений В.М. Шукшина [Шукшин, 2009]. В 8 томе, редактором-составителем которого стал автор настоящей работы, впервые опубликованы хронологически выверенные подборки писем, автографов, документов и рабочих записей алтайского писателя, самые полные на тот момент. В 2014 году вышло из печати расширенное девятитомное издание собрания сочинений В.М. Шукшина [Шукшин, 2014]. В 8 и 9 тома включены увеличенные в объеме материала разделы, содержащие несобственно-художественные тексты Шукшина. Главным редактором Собрания, а также редактором-составителем 8 и 9 томов стал автор данного диссертационного исследования. В обоих случаях при подготовке изданий нами проведена работа по поиску, сбору, описанию шукшинских несобственно-художественных текстов. Предварительные результаты анализа накопленного материала были представлены в целом ряде научных статей и монографий (см., например, [Марьин, 20 1 02], [Марьин, 20111], [Марьин, 20112], [Марьин, 20121], [Марьин, 20122], [Марьин, 2013], [Марьин, 20141], [Марьин, 2015] и др.).

Актуальность настоящего исследования определяется интересом современного литературоведения к жанрам несобственно-художественного творчества, стремлением ввести их в исследовательское поле филологии. В послевоенный период, в 1945—1970 гг., по словам крупнейшего теоретика автобиографии Ф. Лежёна, «всплеск самовыражения захлестнул всех нас» [Лежён, 2000, с. 114]. Автобиографическое слово активно проникает на радио, телевидение, в печать, с 1966 г. (время появления в продаже кассетных магнитофонов) развивается т.н. «устная история». Жанры, традиционно не включаемые в категорию литературно-художественных: письмо, дневник, автобиография, становятся важнейшим средством самовыражения наряду с художественной литературой, прочно завоевав себе место в бурно развивающейся поп-культуре. Особое значение это должно было иметь в СССР, где в силу идеологических, а иногда и прямо цензурных ограничений, интимное начало далеко не всегда находило отражение в художественной прозе соцреализма. Развитие в СССР в постсталинское время советской поп-культуры сделало ее легальной альтернативой официального искусства, существующего в рамках единственно верного с идеологической точки зрения течения социалистического реализма [Givens, 2000, с. 3]. По мнению американского литературоведа Д. Гивенса, Шукшин был одним из ярких представителей советской поп-культуры, хотя это и касается только его кинотворчества [Там же, с. 4]. Тем не менее, писатель достаточно часто вводит в тексты художественной прозы элементы и письма, и автобиографии, активно работает в жанре публицистики. Изучение несобственно-художественного творчества Шукшина становится важным и необходимым этапом осмысления многогранного творчества алтайского писателя в целом.

Актуальность настоящего исследования определяется и тем, что интерес к творчеству В.М. Шукшина в конце XX — в первые десятилетия XXI века в литературоведении по-прежнему велик. Это отразилось в активной защите диссертационных исследований ([Чувакин, 1996], [Тевс, 1999], [Московкина, 2000], [Куляпин, 2001], [Илюшина, 2002], [Деминова, 2002], [Левашова, 2003], [Булахова, 2003], [Долотова, 2003], [Леонтьев, 2004], [Марьин, 2004] и др.); публикации большого числа научных работ (статей, тезисов, материалов конференций), в т.ч. монографий и учебных пособий ([Givens, 2000], [Сигов, 1999], [Куляпин, 2005], [Ковтун, 2009], [Коробов, 2009], [Глушаков, 2009], [Алавердян, 2010], [Куляпин, 2012], [Марьин, 20121], [Скубач, 2013], [Куляпин, Селицкая, 2014], [Марьин, 2015] и др.); издании «Энциклопедического словаря-справочника «Творчество В.М. Шукшина»» [Творчество В.М. Шукшина, 2004—2007], научно-популярной энциклопедии [Шукшинская энциклопедия, 2011], словарей языка прозы В.М. Шукшина [Воробьева, 2001], [Воробьева, 2002], [Елистратов, 2001]. Растет интерес к творчеству алтайского писателя в смежных научных дисциплинах и сферах общественной жизни: истории и теории киноискусства [Арабов, 2006], [Разлогов, 2006], социологии [Ануфриева, Григорьев и др., 2008], [Григорьев, 2010], педагогике [В.М. Шукшин в школе, 2009], философии и культурологии [Бралгин, 2011], публицистке [Юдин, 2010] и т. п. В последние годы велико внимание к фактам биографии Шукшина, его личности, психологии в литературной периодике [Варламов, 20141], [Варламов, 20142], общественно-политических СМИ (см., например: [Зюзин, 2012], [Ефремова, 2014], [Васянин, 2014], [Заболоцкий, 2014] и др.), в т.ч. и в «желтой прессе» [Пахомова, 2014]. Подобный спектр интереса — от бульварной прессы до академических изданий — несомненно, свидетельствует о большой роли творчества В.М. Шукшина в культуре России, как элитарной, так и массовой. В настоящее время В.М. Шукшин воспринимается как «культовая личность» [Михалев, 2006, с. 28], подлежащая научному изучению во всех аспектах бытия и творчества.

Объектом диссертационного исследования является несобственно-художественное творчество В.М. Шукшина. Термин несобственно-художественное творчество нами используется для обозначения доступного для изучения корпуса текстов писем, документальных автобиографий, автографов, рабочих записей и публицистики В.М. Шукшина. Термин позволяет адекватно описать и интерпретировать в рамках единого филологического исследования тексты разной жанровой природы словесного творчества В.М. Шукшина. Несобственно-художественное творчество известного русского писателя занимает значительную долю в его словесном творчестве, при этом хронологически охватывая период с 1949 по 1974 гг. Именно в это время происходили не только важнейшие события в жизни В.М. Шукшина, но зарождение, становление и развитие его литературно-художественного творчества. Автобиографии, письма, рабочие записи, публицистика Шукшина отражают широкий социально-культурный фон эпохи, характер его первичного преломления и дальнейшего воплощения в литературно-художественном творчестве.

Предмет исследования данной работы — приемы и средства поэтики, текстологии и стилистики текстов несобственно-художественного творчества В.М. Шукшина. Изучение жанрообразующих лексических и грамматических средств, описание основных приемов словоупотребления и способов образного освоения мира — важный компонент анализа жанровых форм [Николина, 2002, с. 6].

Материалом исследования являются тексты писем, документальных автобиографий, автографов, рабочих записей и публицистики В.М. Шукшина. Всего нами проанализировано 435 несобственно-художественных текстов известного русского писателя (из них 168 — в рукописи), абсолютное большинство из которых включено в тт. 8 и 9 новейшего собрания сочинений В.М. Шукшина в 9 тт. [Шукшин, 2014].

Цель данного диссертационного исследования заключается в том, чтобы в ходе комплексного филологического анализа текстов жанров несобственно-художественного творчества В.М. Шукшина выявить их структурные особенности и влияние на художественное творчество писателя. Подобная цель предполагает решение следующих задач:

1) отобрать материал, необходимый для исследования несобственно-художественного творчества В.М. Шукшина;

2) реконструировать биографию В.М. Шукшина и определить основные события, связанные с созданием текстов несобственно-художественного творчества;

3) выработать теоретическое обоснование выделения несобственно-художественного творчества в качестве самостоятельного объекта изучения в литературоведении;

4) установить жанры несобственно-художественного творчества в литературном наследии В.М. Шукшина;

5) представить текстологическое описание писем, документальных автобиографий, автографов, рабочих записей и публицистических произведений В.М. Шукшина;

6) дать генологическое описание текстов несобственно художественного творчества В.М. Шукшина;

7) выделить набор средств языка, поэтики и стилистики писем, документальных автобиографий, автографов, рабочих записей и публицистических произведений В.М. Шукшина;

8) выявить конкретные следы влияния специфических особенностей текстов жанров несобственно-художественного творчества в художественной прозе В.М. Шукшина;

9) доказать, что несобственно-художественное творчество занимает существенную область в творческом наследии В.М. Шукшина, изучение которой способствует более эффективной интерпретации литературно-художественных произведений писателя, лучшему представлению вектора эволюции средств языка, поэтики, стилистики, тематики и идейной составляющей его художественного творчества.

Методология исследования опирается на описательный, структурно-семантический, сравнительно-типологический и сравнительно-генетический методы. Диссертационное исследование предусматривает комплексный подход к анализу литературного произведения. В соответствии с целью и задачами исследования привлекаются частные методы и методики анализа литературных произведений: мотивный, лингвокультурологический, лингвостилистический методы; методы биографического, текстологического анализа.

Теоретическую и методологическую базу исследования несобственно-художественных жанров составляют работы М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, Н.А. Николиной, логико-семиотический подход к теории жанров Ж.-М. Шеффера. Текстологический анализ основан на методе текстологии, разработанном С.А. Рейсером.

В основе исследования лежит следующая рабочая гипотеза: несобственно-художественное творчество Шукшина обладает всеми признаками системного единства. Общность теоретико-методологических установок позволяет использовать результаты исследования несобственно-художественной прозы Шукшина для эффективной интерпретации его художественного творчества и реконструкции его реальной биографии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Объединение текстов писем, документальных автобиографий, дарственных надписей, рабочих записей и публицистики в рамках понятия «несобственно-художественное творчество» позволяет сделать их полноценным объектом исследования в литературоведении.

2. Предложенная в настоящей диссертационной работе методика исследования текстов несобственно-художественного творчества в форме последовательного анализа особенностей текстологии, языка, поэтики, стилистики и влияния на художественное творчество на уровне сюжетных линий, мотивов и символов обеспечивает их адекватное описание и интерпретацию.

3. Применение методики анализа несобственно-художественного творчества к текстам В.М. Шукшина обеспечило:

A) заполнение лакун в биографии В.М. Шукшина;

Б) выявление литературных источников его произведений;

B) уточнение времени создания художественных произведений и обнаружения неизвестных ранее текстов;

Г) реконструкцию биографической основы произведений В.М. Шукшина;

Д) адекватную интерпретацию мотивов и символов его художественной прозы.

4. Трансжанровость — один из главных признаков несобственно-художественного творчества В.М. Шукшина, способствующий проникновению мотивов, символов, тем, формальных элементов несобственно-художественных текстов в художественные произведения писателя.

5. Письма, автобиографии, автографы (дарственные и памятные надписи), публицистика — самостоятельные жанры несобственно художественного творчества Шукшина.

6. Несобственно-художественные жанры в творчестве Шукшина обладают оригинальной жанровой подсистемой, определенным набором средств языка, поэтики и стилистики, требуют особых приемов текстологии.

7. Жанры несобственно-художественной прозы обнаруживают взаимодействие с художественным творчеством Шукшина.

8. Рабочие записи — окказиональный жанр несобственно-художественного творчества В.М. Шукшина, к которому относится совокупность черновых заметок художественного и несобственно-художественного характера, оставленных автором в рабочих тетрадях, на уровне тематики, мотивов, образов, средств поэтики и стилистики, взаимодействующий с художественными произведениями писателя.

Научная новизна настоящей работы определяется применением комплексного филологического анализа к несобственно-художественным текстам разных жанров. В научной литературе данные жанры анализируются почти исключительно дискретно, например, автобиография (см., например, [Shumaker, 1954], [Lejeunne, 1989], [Николина, 2002], [Мелешенко, 2004], [Pritchard, 2007], [Мишина, 2010]), дневник (см. [Михеев, 2006], [Булдакова, 2010] и др.) или эпистолярий (см. [Суровцева, 2006], [Суровцева, 2010] и др.). В шукшиноведении несобственно-художественное творчество алтайского писателя также прежде никогда не становилось объектом системного изучения (см. [Апухтина, 1986], [Горн, 1990], [Творчество В.М. Шукшина, 2004—2007] и др., где данная тема совсем не рассматривается).

Научная новизна настоящей диссертационной работы также заключается в том, что:

1) в работе впервые формулируются и концептуально закрепляются границы понятия «несобственно-художественное творчество»;

2) работа представляет собой первое монографическое исследование корпуса текстов несобственно-художественного творчества В.М. Шукшина;

3) на широком эмпирическом материале в диссертации представлены жанровая типология и анализ поэтики, текстологии, языка и стилистики произведений несобственно-художественного творчества В.М. Шукшина.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке принципов филологического анализа несобственно-художественных текстов: писем, автобиографий, автографов, рабочих записей. Изучение несобственно-художественных текстов как особого вида словесности — одно из актуальных направлений современного литературоведения (см. [Lejeunne, 1989], [Лежён, 2000], [Николина, 2002], [Симкин, 2005], [Смирнов, 2014] и др.). Письма, документальные автобиографии, автографы, дневниковые записи содержат важнейшие указания на эстетические позиции, ценностные ориентиры, художественные принципы, эволюцию языка и стиля автора, что в проекции на литературнохудожественное творчество может открыть новые аспекты в исследовании творчества писателя. В отношении такой области литературоведения как шукшиноведение, диссертационное исследование способствует обновлению теоретической базы, т.к. позволяет пересмотреть истоки и ход эволюции языка, стиля, поэтики, идейной основы художественной прозы В.М. Шукшина.

Диссертационная работа может быть включена в комплекс исследований жанровой специфики литературных произведений, принципов сравнительно-типологического анализа, построения научной биографии.

Практическая значимость полученных результатов определяется их непосредственным внедрением в учебный процесс в вузе, а также в практику предыздательской и редакторской подготовки текстов несобственно-художественного творчества. Результаты исследования могут использоваться в процессе преподавания курсов и спецкурсов по русской литературе XX века, литературе Алтая, лингвокраеведению, текстологии, стилистике.

Источниковедческая база диссертационного исследования включает в себя значительный по объему массив рукописных и машинописных текстов несобственно-художественного творчества В.М. Шукшина (письма, документальные автобиографии, автографы, рабочие записи, черновики статей и интервью) из архивных и музейных фондов Российской Федерации, с которыми автор настоящей работы имел возможность лично ознакомиться: архива Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (г. Москва), Объединенного архива киноконцерна «Мосфильм» (г. Москва), Российского государственного архива литературы и искусства (г. Москва), Центрального военно-морского архива Министерства обороны РФ (г. Гатчина, Ленинградская обл.), Всероссийского государственного музея-заповедника В.М. Шукшина (с. Сростки, Бийский рон, Алтайский край), Государственного архива Алтайского края (г. Барнаул), Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (г. Барнаул). Кроме того, в процессе работы нами использованы рукописные источники, принадлежащие В.М. Шукшину, из частных архивов людей, некогда знавших алтайского писателя и кинорежиссера: Л.И. Андросовой (г. Москва), Л.Д. Ягунковой (г. Москва), М.А. Тарковской и А.В. Гордона (г. Москва), Ю.В. и Р.А. Григорьевых (г. Москва), Л.А. Новак (г. Новочеркасск). Автором также проведена обширная поисковая работа в Российской государственной библиотеке (г. Москва), Государственной публичной исторической библиотеке России (г. Москва), Государственном архиве Владимирской области (г. Владимир), архиве и музее ООО «Владимирский моторо-тракторный завод», Владимирской областной научной библиотеке, Новосибирской государственной научной библиотеке, Алтайской краевой универсальной научной библиотеке: материалы данных фондов также использованы при подготовке настоящего исследования.

Соответствие паспорту специальности. Диссертационное исследование соответствует следующим областям паспорта специальности 10.01.01 «Русская литература»:

1) История русской литературы XX—XXI веков;

2) Биография и творческий путь писателя;

3) Взаимообусловленность различных видов литературного творчества: письма, дневники, записные книжки, записи устных рассказов и т. п.;

4) Творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности личности и ее преломлений в художественном творчестве.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в двух монографиях: 1) Марьин, Д.В. Письма, автобиографии и автографы В.М. Шукшина: монография / Д.В. Марьин. — Барнаул: ИД «Барнаул», 2012. — 168 с.; 2) Марьин, Д.В. Несобственно-художественное творчество В.М. Шукшина: системное описание: монография / Д.В. Марьин. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. — 389 с.; 3) в главе «Рабочие записи В.М. Шукшина (опыт системного описания)» коллективной монографии «Извне и изнутри Сибири: А. Чехов — А. Вампилов — В. Шукшин» (Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2014. — С. 366—413), а также в ряде научных статей, в том числе 22 в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Основные положения работы стали материалом для обсуждения на международных, всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях в Праге (2013), Владимире (2012; 2013), Томске (2012), Новосибирске (2013; 2014), Ишиме (2012; 2013), Барнауле (2007; 2009; 2010; 2013; 2014); Бийске (2009), Сростках (2006; 2009), в том числе на: Музейной научно-практической конференции «III Шукшинские чтения» (Сростки, 2006); VII Всероссийской юбилейной научной конференции (с международным участием) «Творчество В.М. Шукшина в межнациональном культурном пространстве» (Барнаул-Бийск, 2009); II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Язык, литература и культура в региональном пространстве», посвященной памяти профессора И.А. Воробьевой (Барнаул, 2010); VI Всероссийской с международным участием научной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве: Концепции семьи в парадигмах художественного сознания и авторских моделях» (Томск, 2012); IV Всероссийской научно-практической конференции «Литература и кино — в поисках общего языка» (Владимир, 2012); IX Международной научно-практической конференции «Современные научные достижения» (Прага, Чехия, 2013); Всероссийской научной конференции «XIV Филологические чтения: Статус пограничной зоны в литературе и культуре» (Новосибирск, 2013); XIII Международной научно-практической конференции «Русская литература в контексте мировой культуры» (Ишим, 2013); V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Литература и кино — в поисках общего языка: Писатель и журналист в киноискусстве» (Владимир, 2013); Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения В.М. Шукшина «Традиция творчества В.М. Шукшина в современной культуре» (Барнаул-Бийск, 2014); IV Международной научно-практической конференции «Журналистика в коммуникативной культуре современности» (Новосибирск, 2014) и др., а также на заседаниях кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

Материалы исследования положены в основу авторских курсов для бакалавриата и магистратуры «Лингвокраеведение», «Идиостиль писателя: текстологическая интерпретация», «Литература Алтая», а также открытой лекции «Загадки биографии В.М. Шукшина», прочитанной на II Международном образовательном форуме «Алтай-Азия 2014» (АлтГУ, 25 сентября, 2014 г.).

Ряд теоретических и практических результатов настоящего диссертационного исследования были использованы автором при подготовке текстов и создании комментариев 8 тома собрания сочинений В.М. Шукшина в 8 тт. (Барнаул, 2009), а также 8 и 9 томов нового юбилейного собрания сочинений В.М. Шукшина в 9 тт. (Барнаул, 2014)4, главным редактором которого стал также автор настоящей работы. По теме диссертации опубликовано 67 работ (в том числе в изданиях ВАК — 22), общим объемом 70 п.л.

Структура диссертационной работы продиктована целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка условных сокращений, приложения и библиографического списка. В приложении приводятся факсимиле текстов несобственно-художественного творчества В.М. Шукшина для наглядного представления элементов стиля, графической организации и отчасти тематики подобных произведений. Библиографический список включает 338 наименований.

Примечания

1. См., например [Shukshin, 1996], а также библиографический список переводов произведений В.М. Шукшина на иностранные языки [В.М. Шукшин. Библиографический указатель, 1994, с. 142—151]. Кроме того, постоянно растет число исследовательских работ по художественному творчеству Шукшина, причем, не только в России, но и за рубежом (из работ последних лет см., например: [Givens, 2000], [Алавердян, 2010], [Rhodes, 2012] и др.).

2. Из последних экранизаций: х/ф «Верую!» (реж. Л. Боброва, к/с «Ленфильм», 2009) и др.

3. Безусловно, прежде всего следует указать на спектакль московского Театра наций «Рассказы Шукшина» (реж. А. Херманис), ставший лауреатом премии «Золотая маска» в сезоне 2008/2009 гг. В 2011 г. премьеры спектаклей по произведениям В.М. Шукшина прошли в Алтайском краевом театре драмы им. В. Шукшина (мюзикл «Калина красная» (в 2012 г. сменивший название на «Блудный сын»), реж. В. Подгородинский,) и алма-атинском Государственном академическом русском театре драмы им. М. Лермонтова (спектакль «Чудики», реж. В. Еремин). В 2014 г. к 85-летию В.М. Шукшина в Алтайском краевом театре драмы поставлен спектакль «Я пришел дать вам волю» (реж. А. Зыков).

4. См. [Шукшин, 2009], [Шукшин, 2014].

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.