Главная / Публикации / И.В. Шестакова. «Интермедиальная поэтика раннего кинематографа В.М. Шукшина»

Заключение

Мир творчества В. Шукшина самобытен и неповторим. В своем раннем кинематографе он постоянно совершенствовался как писатель, режиссер, актер, публицист, а различные грани таланта художника развивались в тесном взаимодействии. Интенсивность и напряжение его работы убеждают в том, что возможности творчества, исполненного глубокой страсти художника, были многогранны и неисчерпаемы. Кроме сценарной и режиссерской профессии, Шукшин овладел некоторыми навыками промоутера, заботясь о прокате фильмов: давал многочисленные интервью представителям прессы, издавал сценарии, публиковал статьи. Для его творчества был характерен постоянный кругооборот художественных идей: некоторые мотивы и эпизоды, возникшие в ходе работы над сценариями и фильмами, стали импульсом для литературной деятельности.

Отечественный кинематограф 1960-х гг. сосредотачивается на уникальности человеческой личности, на новом отношении к быту. И в кинолентах Шукшина происходит движение от общепринятых моделей кинематографического изображения деревни («Из Лебяжьего сообщают») к исследованию частной жизни персонажей («Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди»). Режиссер правдиво воссоздает современную действительность, проявляя интерес к народной жизни и судьбе простого человека, постигая русский национальный характер.

Стилистика ранних фильмов режиссера связана как с итальянским неореализмом, так и с «деревенской прозой», с ее «регионализмом» и идеями «истинной России». Шукшин открывает сначала в своей прозе, а потом и в кинематографе Алтай. Киноленты, в которых показана первозданная красота алтайской природы, свидетельствуют об авторской влюбленности в свою «малую родину». Удивительная работоспособность демонстрирует «кровную связь» его характера с традиционным мировоззрением тружеников на земле. Стремясь к «жизненной правде», Шукшин в своих произведениях принципиально исходил из собственного опыта: его герои — это «сельские жители», люди, вышедшие из деревни. Однако вопреки специфическому отбору персонажей в его творчестве отражаются всеобщие философские вопросы: смысл жизни, ответственность за свои поступки, проблема выбора.

В основе кинематографической стратегии Шукшина — художественно-эстетические установки на создание нового текста. В рамках интермедиальной динамики метатекста он создает сценарии (литературный и режиссерский) на границе литературы и кинематографа, демонстрируя владение приемами синтеза двух видов искусств. Различные тексты как особые жанровые образования, создаваемые автором в ходе творческого процесса (рассказы, сценарии, фильм), составляя метатекстовое образование, служат метаописанием этого процесса, взаимно интерпретируя друг друга. Редкостное многообразие содержания и форм разных видов искусства в творчестве Шукшина, объясненное самой природой его исключительного дарования, проявляется в особом восприятии реальности, импульсы которой постоянно обновляли его, обусловливали сложнейшие внутренние процессы накопления наблюдений, знаний о человеке, обогащения духовного опыта.

Ранний кинематограф представляет собой определенный этап творчества, связанный с поисками своего пути. Универсальность художественной системы Шукшина выражается в причастности к различным художественным методам, направлениям: «соцреализм», «традиционный» реализм, модернизм. Если его кредо в первых кинолентах было «быть добрым, чистым, простым», то в «Странных людях» он экспериментирует, пытаясь занять нишу между авангардным и традиционалистским течениями. Но его модернистские интенции наталкивались на внутреннее сопротивление художника, осознающего свою миссию «больше чем художника». На этой основе открываются новые перспективы работы в исследовании новых приемов и средств киноязыка.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Новости Обратная связь Книга гостей Ресурсы
© 2008—2018 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.