Главная / Публикации / С. Эсмаили. «Художественный конфликт в малой прозе В.М. Шукшина» (структура, типология)

Введение

О художественном творчестве В. Шукшина как одного из выдающихся русских писателей и одновременно видного кинорежиссера написано достаточно много книг, статей, диссертаций, художественных и научных работ. Каждый исследователь по-своему рассматривает и анализирует его жизнь, творчество, художественное наследие. Некоторые из работ критиков и биографов посвящены анализу специфики деревенской прозы В. Шукшина (В. Вильчек, Л. Емельянов, М. Макина, В. Софронова). Ряд исследователей основной упор делают на изучение биографии В. Шукшина (В. Коробов, Ю. Тюрин). Литературоведы В. Апухтина, Е. Вертлиб, Л. Емельянова, В. Горн, В. Сигов, Н. Толченова, посвятили свои труды поэтике художественного творчества В. Шукшина.

Вопрос о специфике характеров и типологии героев занимает особое место в шукшиноведении. При этом в основе типологии лежат различные принципы. Е. Вертлиб в своей книге «Русское — от Загоскина до Шукшина» опирается на философские и социальные понятия. В центре внимания Н.А. Биличенко и В. Сигова лежат понятия «национальная судьба» и «мысль народа». Работы В. Горна наиболее глубоко касаются типологии характеров. Однако совершенно очевидно, что любой подход к анализу творчества В. Шукшина окажется односторонним, если не учитывать такой важной составляющей поэтики, как художественный конфликт.

В диссертационном исследовании рассматривается феномен художественного конфликта в малой прозе В. Шукшина (структура, типология). Анализируются нравственно-социальные вопросы, нравственно-психологические проблемы, экзистенциональные вопросы, духовные поиски персонажей произведений В. Шукшина. Шукшинского героя можно называть по-разному: «чудик», «непредсказуемый», «мечтатель», «странный», «дурак», но все эти характеры обнаруживают общие положительные черты, такие как доброта, мечта, делающие этих людей особенными, резко отличными от окружающих.

Исследователи обращают внимание на характеристику героев и концепцию человека в литературном мире В. Шукшина. Г.А. Белая, говоря о сложности художественного мира В. Шукшина, отмечает: «Характеры и типы, созданные Шукшиным, сам его художественный мир, живущий по своим законам, оказали — и продолжают оказывать — сопротивление многим концепциям критиков. Каков же этот мир?» [15, с. 39]. А это — многообразный мир художественных конфликтов и ярких, разноплановых, всегда очень живых и узнаваемых героев.

Известный исследователь М. Чудакова так говорит о разнообразных героях В. Шукшина: «Автор набрасывает перед нами множество судеб — сложных, очень разных, литературе почти совсем не известных, — набрасывает крупными мазками. И все же этот автор несколько подавлен своим материалом, всем виденным им и слышанным» [156, с. 215]. И все эти бесчисленные герои пребывают в конфликте с окружающим миром, что проявляется по-разному, всегда индивидуально. Исходя из этого, автор данного диссертационного исследования считает актуальным изучение типологии художественного конфликта в произведениях В. Шукшина.

Многие исследователи в области теории литературы наблюдали феномен конфликта в творчестве различных писателей; в числе этих специалистов можно назвать следующие имена: М.М. Бахтин, М.Л. Гаспаров, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Ю.Н. Тынянов, Г.Н. Поспелов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, и современных исследователей — Ю.Б. Борев, А.Г. Коваленко, А.Г. Погрибный и др. Опираясь на теоретические аспекты трудов указанных выше исследователей, в настоящей работе предпринята попытка обозначить функционирование художественного конфликта в прозе В. Шукшина и рассмотреть наиболее характерные составляющие этой категории.

Художественный конфликт — это столкновение, борьба противоположных идей, действий и характеров в литературе, являющихся центром идейно-эстетического содержания произведения и его поэтики. Как писал Ю. Тынянов, литературе свойствен многоуровневый антиномизм: «Всякая литературная преемственность есть прежде всего борьба, разрушение старого целого и новая стройка старых элементов» [137, с. 198]. Подобное столкновение существует в произведениях каждого писателя и во всех литературных направлениях. Глубокий анализ этой проблемы до сих пор не проработан окончательно и потому не утратил своей актуальности. А.Г. Коваленко впервые расширил термин «антиномия» вместе с термином художественного конфликта, он полагал, что: «Конфликт — это система всех антиномических отношений, сумма всех бинарных оппозиций на всех уровнях, взятых в наиболее интегрированном виде» [70, с. 12].

В данной диссертации выделяются три типа художественного конфликта в малой прозе В. Шукшина. Художественный конфликт в рассказах В. Шукшина проявляет себя по-разному, что дает основания разделить произведения автора на несколько групп и исследовать каждую категорию в отдельности. К первой группе относятся рассказы В. Шукшина, посвященные деревне и деревенским жителям и уделяющие внимание социальному конфликту сельского и городского населения. Простые деревенские люди, их мечты, их жизненные устремления, не совпадающие с городскими реалиями, — главная тема данных произведений. В. Шукшин в своих рассказах достаточно скупо описывает природу деревни, автора больше интересуют характеры людей. Трагическая ситуация ухода деревенского жителя из дома, разрыв героя с корнями, его духовный кризис при попадании в город, внутренний нравственный конфликт — вот что является предпосылками социального конфликта героя в 60-е годы XX века.

Ко второй группе типологии художественного конфликта можно отнести те рассказы В. Шукшина, в которых рассматривается широко известный литературный образ «чудика». Писатель впервые глубоко изучил психологизм простого деревенского жителя. Чудик, кажущийся поначалу обычным деревенским человеком, имеет, как выясняется впоследствии, странные, нестандартные цели в жизни. «Вечное чувство любви к людям» [168, с. 662] — это нравственная особенность личности героев В. Шукшина. Чудики, активные и простодушные, постоянно находятся в психологическом и социальном конфликте с окружающими. «Странность» героя становится причиной его недопонимания со стороны «обычных» людей. Но критики заметили, что их странное поведение имеет добрую цель, высоконравственные причины. Чудик стремится к правде — это может быть правда личности, правда социальная и общественная или некая высшая правда. А поиск правды провоцирует их на психологический и иногда социальный конфликт с окружением.

В третьей группе рассматривается обращение В. Шукшина от бытовых проблем деревенского героя к важнейшим философским вопросам жизни и проблеме самого смысла жизни. У героев этих рассказов «душа болит», у них возникают философские вопросы, приводящие в итоге к экзистенциальному конфликту. Они пребывают во внутреннем конфликте с самим собой, с собственной судьбой, постоянно размышляют о жизни, смерти, религии и Боге.

Герои В. Шукшина — «смешные», «мудрые», «грустные», «трагичные», «активные», словом, крайне разнообразные, но можно найти во всех них общие качества.

Актуальность данной кандидатской диссертации обусловлена необходимостью рассмотрения художественного конфликта в творчестве В. Шукшина и определения его типологии и структуры, что требуется для углубленного понимания характеров героев В. Шукшина, их странности, непредсказуемости, фантазий. В диссертации показано, что три типологических вида конфликта в малой прозе В. Шукшина (социальный, психологический, экзистенциальный) взаимосвязаны, и один герой одновременно может выступать в роли эпицентра всех трех видов конфликта.

Научная новизна диссертационного исследования определяется выбором материала исследования: в работе используются теории конфликта и поиск причины внутренних или социальных конфликтов героев В. Шукшина с самим собой, обществом или окружающими. В рамках диссертации впервые проведена систематизация существующих представлений о типологии художественного конфликта в малой прозе В. Шукшина, уточняется содержание термина конфликта, структура и методика анализа художественного конфликта в творчестве В. Шукшина.

Новизна диссертации заключается также в рассмотрении нового понимания конфликта как суммы всех отношений внутри текстов. Художественный мир В. Шукшина рассматривается как конфликтосфера, то есть конфликт в его системообразующем аспекте. Следует отметить, что изучение художественного конфликта и его типология на таком обширном материале проводится впервые. Именно в этом мы видим особенную новизну нашего исследования.

Объектом исследования является основной массив малых прозаических произведений В. Шукшина, в которых герой находится в сложных отношениях с обществом, с людьми, с самим собой или со смыслом своей жизни. Предмет исследования: раскрытие понятия «художественный конфликт» и исследование его категорий на материале более 120 рассказов В. Шукшина.

Основной целью данной диссертационной работы является определение типологии и структуры художественного конфликта в творчестве В. Шукшина, которое в целях объективности наблюдений рассматривается на примере малой прозы В. Шукшина. Анализ рассказов В. Шукшина позволяет лучше понять систему художественного конфликта в творчестве писателя и определить типологию характеров героев и эволюцию самого автора.

Цель исследования определила круг задач, которые необходимо решить для раскрытия темы. Среди них:

1. Анализ и исследование образов героев и определение типов их конфликта с обществом, в том числе социального, психологического, экзистенциального конфликта.

2. Исследование представления о теории художественного конфликта, разных типологий конфликтов в творчестве В. Шукшина как единой цепи в творчестве писателя.

3. Анализ разнообразных ипостасей героя под названием «чудик», «странность» которых зарождается на фоне нескольких одновременных художественных конфликтов.

4. Систематизация и описание разнообразных конфликтов с учетом различных типов героев В. Шукшина.

5. Проведение сравнительного анализа типологии художественного конфликта в ранних и поздних произведениях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мир В. Шукшина содержит в себе многообразие художественных конфликтов, взаимосвязанных, взаимопроникающих и иерархически расположенных, образующих цельную систему.

2. В основании конфликтосферы в творчестве В. Шукшина лежат те грандиозные социальные сдвиги, которые имели место в жизни российского общества в XX веке. Они нашли отражение в художественном мире В. Шукшина, где стержнем социального конфликта стало противопоставление города и деревни.

3. В центре социального мира В. Шукшина и его образов стоит инвариантный образ «героя-мечтателя» (Чудик), именно этот тип определяет варианты реализации психологического конфликта в тех или иных произведениях.

4. Типология образов В. Шукшина включает следующий тип героев: герой-мечтатель, «чудик» и «античудик», имеющих сходную структуру, взаимоотношение с окружающим миром, но отличающихся друг от друга характером коллизий: драматическое, трагическое и трагикомическое.

5. Шукшинский герой несёт в себе воплощение сложного узла социальных, психологических и религиозных противоречий, принципиально неразрешимых и воплощенных в шукшинском понятии «боль души».

6. Вектор конфликта в произведениях В. Шукшина имеет подвижный характер. Конфликт у В. Шукшина амбивалентен, автор объективно, отстраненно относится к своим персонажам, исключение составляет лишь типологическая разновидность характера «античудик», к которому писатель относится сугубо негативно.

Методология исследования основана на историко-культурном подходе, совмещающем следующие методы: сравнительно-типологический, историко-литературный, типология художественного конфликта.

Начальным этапом анализа является изучение малой прозы В. Шукшина в ранних рассказах автора как писателя-«деревенщика» 60-х годов XX века. Вслед за тем производится определение типология и структуры художественного конфликта в творчестве писателя. Цель следующего этапа анализа — иерархическое построение типология и структуры художественного конфликта на разных этапах эволюции творчества В. Шукшина, в 70-х годах XX века, с точки зрения анализа характеров «чудик» и «античудик». Последним этапом анализа является углубленная характеристика разнообразных характеров в малой прозе автора и влияния временных, исторических и культурологических факторов на возникновение внутреннего, социального и философского конфликта у героев В. Шукшина.

Материалом для исследования послужило собрание сочинений В. Шукшина, его малой прозы, его биография, литературоведческие труды, посвященные понятию конфликта в литературе, литературоведческие словари, словарь языка Василия Шукшина.

Метод анализа позволяет рассмотреть богатую типологию характеров героев В. Шукшина в разных аспектах в трудах литературных критиков. Это подтверждают многочисленные исследования, где анализ используется в качестве основного инструмента исследования. В частности, присутствие этого метода наблюдается в исследованиях В.А. Апухтина, С.М. Козловой, Н.В. Халиной, В.М. Карповой, В.И. Коробова, А.И. Куляпина, В. Горн, Е. Сигова и литературных статьях Г.А. Белой, Н.Л. Лейдермана, М.Д. Якобовской, Е.В. Кофановой, Т.Л. Рыбалченко, а также во многих новых публикациях, которые доказывают актуальность творчества В. Шукшина и в наши дни.

Теоретическая значимость заключается в том, что диссертация углубляет представление литературоведческой теории о художественном конфликте и анализе структур и различных типологий в малой прозе В. Шукшина.

Практическая направленность работы обусловлена тем, что ее материалы могут быть использованы при составлении общих историко-литературных курсов русской литературы XX века, в литературных теориях о творчестве В. Шукшина, литературных пособиях, при рассмотрении характеров с точки зрения художественного конфликта.

По теме диссертации имеется 12 публикаций:

1. Эсмаили С. «Конфликт между сельскими и городскими людьми в творчестве В.М. Шукшина и Б. Садеги (по мотивам рассказов «Чудик» В.М. Шукшина и «Незваный гость в большом городе» Б. Садеги) // Международный аспирантский вестник «Русский язык за рубежом. — М., — 2013. — № 2. С. 68—71.

2. Эсмаили С. «Влияние русского театра и драматического искусства на современный персидский театр» // Русская словесность. — М., — 2014. — № 1. С. 42—48.

3. Яхьяпур М., Карими-Мотаххар Дж., Эсмаили С. «О влиянии В.В. Маяковского на творчество современного иранского поэта А. Шамлу» // Русский язык за рубежом. — М., — 2010. — № 4. С. 76—81.

Другие публикация:

4. Эсмаили С., Коваленко А.Г. «Боль души» в рассказах В.М. Шукшина как художественный конфликт» // Материалы VII международной научно-практической конференции. — М., РУДН, — 2014. С. 702—705.

5. Эсмаили С. «Психологический портрет непредсказуемых «чудиков» В. Шукшина» // Научно-практический журнал «Аспирант». Ростов-на-Дону, — 2014. — № 2. С. 42—45.

6. Эсмаили С. «Портрет шукшинского героя-«античудика» и его конфликт с «чудиками» // Научно-практический журнал «Аспирант». Ростов-на-Дону, — 2014. — № 3. С. 32—36.

7. Эсмаили С. «Характеристика деревенского жителя в рассказе В.М. Шукшина» // Конференция «Русский язык в современном мире». ВА ВПВО ВС РФ, Смоленск, — 2014. С. 309—315.

8. Эсмаили С. «Мотив идеализации города в малой прозе В.М. Шукшина» // Материалы Международной молодёжной научно-практической конференции «Россия, Запад и Восток: диалог культур». Томск, — 2014. С. 323—326.

9. Яхьяпур М., Эсмаили С. «Новаторство В.В. Маяковского и А. Шамлу» // Вестник Прикамского социального института. Пермь, — 2010. — № 3. С. 5768.

10. Яхьяпур М., Карими-Мотаххар Дж., Эсмаили С. «А.П. Чехов и С. Данешвар: к вопросу о влиянии» // Вестник РГУ им. И. Канта. Калининград, — 2010. — № 8. С. 115—120.

11. Эсмаили С. «Социальный конфликт «городского» и «деревенского» в жизни героев В.М. Шукшина» // Материалы IX Международной научно-практической конференции молодых ученых «Язык. Культура. Коммуникация». Южно-Уральский государственный университет, — 2014. (в печати).

12. Эсмаили С. «Герой малой прозы В. Шукшина в условиях межкультурного конфликта города и деревни» // Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного литературоведения». РУДН. — М., — 2014. (в печати).

Изложенную стратегию исследования отражает структура нашей работы, которая включает введение, три главы, заключение и список литературы.

В первой главе раскрываются понятия «художественный конфликт», «деревенская проза» и конфликт города и деревни на примере рассказов В. Шукшина. В русской литературе 60—80-х годов XX века наблюдается глубокой интерес к состоянию внутреннего мира человека. Такие представители деревенской прозы, как В. Астафьев, В. Шукшин, В. Белов, Ф. Абрамов, в этот период ратовали за сохранение исконной русской морали, они были убеждены, что в деревне сохраняются нравственные опоры человека и русская духовная традиция. Таким образом, в их творчестве, в том числе в рассказах В. Шукшина, мы наблюдаем конфликт сельского жителя с городом, так как городской образ жизни заставляет забыть многие исконно русские традиции.

Во второй главе подробно представлены структурные особенности типологии конфликта в творчестве В. Шукшина, в основном образ «чудика» — героя, не понятого обществом, и его социальный конфликт с этим обществом. В центре внимания второй главы — герои «чудик-мечтатель» и «чудик непредсказуемый» и их столкновение с «античудиками». В. Шукшин стремится к тому, чтобы читатель обратил внимание на потаенные глубины человеческого характера.

В третьей главе проводится изучение экзистенциального конфликта героя с самыми важными вопросами жизни, их философских размышлений о поиске правды, истины, о жизни и смерти. Нравственно-эстетическая позиция героев В. Шукшина, их «боль души» раскрывает читателю сущность духовных исканий деревенских героев в особенные, конфликтные, кризисные моменты их жизни. Герои В. Шукшина видят смысл жизни в гармонии человека и окружающего его мира. Также в третьей главе обобщается информация о трех типах конфликта в судьбе героев В. Шукшина: социальный, психологический и экзистенциальный конфликт. Проводится анализ всех видов художественного конфликта и его эволюция в творчестве В. Шукшина.

Заслуга В. Шукшина состоит в том, что он не только создал нового героя, абсолютно новый человеческий тип, но и обогатил литературу новым стилем, в котором органично сочетаются динамичный сюжет и философия, лирические интонации и сатира. Его главным умением было даже в самый короткий рассказ ввести психологизм, традиционно присущий «большой прозе».

В заключении диссертации обобщаются результаты проведенного теоретического анализа малой прозы В. Шукшина и формулируются основные выводы. Мир В. Шукшина рассматривается как системное воплощение социальных, психологических и экзистенциальных противоречий. Он содержит в себе многообразие художественных конфликтов, взаимосвязанных, взаимопроникающих и иерархически расположенных, образующих цельную систему.

Библиография содержит 189 наименований, включающих наименования научных работ русских и зарубежных авторов, словарей, учебных пособий, содержащих информацию по теме исследования.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.