Люди, милые люди... здравствуйте! (вместо послесловия)
|
Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно — с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает.
(Рассказ «Верую!»)
|
Время неумолимо подчеркивает действенную силу настоящего искусства, его непреходящую ценность. Так и смерть, трагически обозначая истинный талант, заставляет пристальнее взглянуть на созданное им.
Талантливый художник всегда дает богатый материал для размышлений о нравственных, социальных проблемах эпохи. И конечно же, исследовательский поиск, направленный на изучение художественного мира писателя, его вклада в духовную жизнь народа, обусловливает и разный подход.
Шукшин — художник социальный, а значит, в характерах, созданных им, нашли отражение многие существенные черты времени.
Шукшин пристально всматривается в человека, но это не человек «вообще», а конкретная личность — историческая или просто «сельский житель». Избрав основным предметом своего исследования человека, он не просто «воссоздал» его, но страдал и беспокоился за него.
Рассказы Шукшина в большинстве своем — концепция характера, судьбы (а если смотреть на мир писателя как на явление целостное, то и получатся «судьбы российского крестьянства»). В повествовательной системе акцент сделан не на событии, а на характере прежде всего. Шукшину интересны эти истории, «случаи» не сами по себе (не скандал в магазине или драка в чайной и т. п.), а тем, как личность раскрывается в этой ситуации, какие размышления в человеке вызывает происшедшее.
Стиль Шукшина, основываясь на богатейших запасах русского живого современного языка, обладает широкими возможностями в передаче массовых изменений в духовной жизни общества и вместе с тем индивидуализации характеров, в создании жизненной правды и достоверности изображаемого.
Народная атмосфера сформировала характер писателя, стала постоянным источником его творческого вдохновения. Народная нравственность стала прочным жизненным ориентиром художника.
Василий Шукшин видел в способности чистого человеческого сердца к добру самое дорогое богатство. «Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — говорил он. Шукшин считал главным в своей художественной позиции «вместе со своими героями найти и раскрыть вечные, непреходящие духовные ценности, такие, как доброта, душевная щедрость, совесть».
С первых своих работ в литературе и кино Шукшин думал о человеческой доброте. И в Пашке Колокольникове («Живет такой парень») он ценил прежде всего то, что это «добрый, отзывчивый парень», который все, «что он имеет, знает и успел узнать, ...готов отдать людям».
Глубокая любовь к людям приводит художника к простой, казалось бы, мысли: жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга.
Обнаруживать «качества добрые, человечные — подавать это как прекрасное в человеке» — Шукшин вообще считал одной из задач социалистического искусства.
Трудную жизнь прожила старуха Кандаурова («Письмо»), но учит своих детей главному: «Ну, работа работой, а человек не каменный. Да еслив его приласкать, он в три раза больше сделает. Любая животная любит ласку, а человек — тем более. Ты живи да радуйся, да других радуй».
Вторит ей Марья («Любавины»): «Зачем же тогда жить, если так будем... как буки смотреть друг на друга? Ни ласки, ни привета».
Возражает беглому лагернику старик («Охота жить»): «...не было бы добрых людей, жись бы давно остановилась! Сожрали бы друг друга или перерезались».
Звучит и в рассказе «Суд»: «Ведь отчего так много дерьма в жизни: сделал один человек другому доброе дело, а тот завернул оглобли — и поминай как звали. А нет, чтобы и самому тоже… …Люди, люди...
Умные вы люди, а жить не умеете». Прорывается внезапно в Егоре Прокудине авторское: «Люди!.. Давайте любить друг друга!»
И в финале рассказа «Упорный»: «...Люди, милые люди... Здравствуйте!»
Гуманистические мысли героев и авторская позиция предельно сближаются и образуют один эстетически цельный художественный организм:
«Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее...»
Творчество Василия Шукшина, по самой своей сути тяготеющее к постановке актуальных социально-нравственных проблем, углубляет и расширяет представление о человеке, о действительности. Разные характеры предстают перед нами со страниц рассказов писателя, многообразны их проявления, но любимых его героев освещает напряженность духовных поисков смысла жизни. Его рассказы о людях думающих и «остановившихся», страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о самом себе, о жизни. И в этом смысл живого реалистического искусства...