Леонид Клейн в Тольятти прочитал лекцию о Василие Шукшине
В апреле 2018 года в Тольятти прошла очередная лекция литературного направления проекта «Химия слова», в ней лектор Леонид Клейн опять противопоставил понятия «советский» и «русский». Тема нынешней лекции звучала так: «Василий Шукшин, или Как остаться русским в советское время».
Василий Шукшин писал в самые что ни на есть советские времена, но в его произведениях не видно страны: есть деревня, иногда — город, но с бывшими деревенскими обитателями. Нет народа — есть люди. При этом и деревня-то советская, фигурируют в рассказах и колхозы, и отголоски таких событий, как война, раскулачивание.
— Если бы я выбрал десять лучших авторов для своих лекций, или даже только пять, обязательно среди них был бы Шукшин, — сказал Клейн. — Другие авторы пишут на русском языке, а через Шукшина русский язык говорит...
В подтверждение того, как он ценит писателя, лектор напомнил, что и раньше не раз ссылался на Шукшина. В лекции про ключевые женские образы использовались кадры фильма по рассказу «Вянет-опадает» с Федосеевой-Шукшиной и Любшиным. В лекцию про «Мертвые души» легко вписалась цитата из рассказа «Забуксовал», где герой приходит к неожиданному выводу: если в птице-тройке едет Чичиков, значит, Россией правят мошенники!
— Мир произведений Шукшина — это мир грусти, печали, безысходности. В его произведениях много смертей, самоубийств, герои калечат себя, а пьянство — это вообще рутина. Если человек не пьет, это становится подозрительным. Важная тема у Шукшина: обрушение мира конкретного человека и его поведение в момент именно тотального стресса. И в этот момент герой оказывается неспособным свое горе высказать: нечем, некому.
Для примера Клейн прочитал большие отрывки из рассказа «Раскас». У героя жена сбежала с офицером. И этот мрачный грубый сельский человек садится писать «раскас» в районную газету, потому как она для него олицетворяет государство.
— Деньги оно на вас тратило, а вы вон какие прямые рога наставляете, — письменно обращается он к обидчикам.
Редактор читает неуклюже высказанные обиды и спрашивает, зачем герой хочет это опубликовать.
— Пускай прочитают. Им стыдно станет.
— Так газета до них не дойдет!
— Я найду их, пошлю.
Спрашивается, если найдет, то почему просто письмо не напишет? Зачем посредники нужны?
А вот об этом творчество Василия Макаровича. О тотальном непонимании людьми своих близких. Собственно, кто читал — и без лектора это замечал. Взаимоотношения супругов, практически без исключения, у Шукшина — это «Сказка о рыбаке и рыбке». В одном из рассказов жадная жена бросает в печку любимую балалайку мужа, чтобы не отвлекала от зарабатывания денег.
В известном рассказе «Срезал» речь о том, как популярный среди сельчан Глеб Капустин побеждает в диспуте кандидата наук — выходца из того же села. Не потому, что вправду умнее: так, словечек нахватался. Просто Глеб — доморощенный психолог, а слабость кандидата в том, что он считает себя выше бывших земляков. Вырвался из глуши и нос задрал — мол, я вам не чета!
Люди у Шукшина не могут или не хотят быть проще, открытее, говорить напрямую, по душам. Не сутью своей дорожат, а званиями типа «шофер первого класса». Если возникает взаимопонимание, то лишь через поколение, у бабки с внуком в «Сельских жителях» или у деда с пареньком-квартирантом в рассказе «Космос, нервная система и шмат сала». Именно дед способствует тому, чтобы состоялось сватовство у внука, в произведении «Степкина любовь». Старшему поколению уже нет необходимости прятаться за искусственными барьерами...
— Шукшин необъятен и невероятно талантлив, — подвел итог Клейн. — Есть режиссеры, которые являются и талантливыми актерами. Есть сценаристы, ставящие фильмы. Но Василий Макарович — писатель, сценарист, режиссер, актер, прижизненный классик, по его произведениям ставили фильмы другие режиссеры. Умер в 1974 году, но он живее многих, творящих ныне...
В завершение Леонид прочел стихи «На смерть Шукшина» Владимира Высоцкого и напомнил, что лекция об этом неординарном поэте, певце и актере состоится 27 апреля.