Пациенты психиатрической больницы в Самаре поставили спектакль по Шукшину
Весной 2018 года в психиатрической лечебнице в Самаре поставили спектакль по рассказам известного советского писателя Василия Шукшина. руководит самодеятельным театром заслуженный артист России Олег Белов, несколько лет назад вынужденный уйти из драмтеатра по состоянию здоровья. Помощник режиссера — его жена Олега Белова.
Перед началом спектакля она рассказывает: «В декабре будет пять лет, как мы работаем в больнице — Олег Константинович Белов и я, его супруга. Театральная студия "Счастливый случай" началась в 2012 году со спектакля "Вечер русской поэзии": первая часть — по Пушкину, вторая — по Михалкову. Участвовали три человека, которых дали нам врачи, сказав: ну вот они что-то могут, эти ребята, поэтому попробуйте с ними. Мы-то думали, что разово поработаем, что-нибудь сделаем, и на этом наша миссия будет выполнена. Но мы зря так думали! Сразу после постановки спектакля нас пригласили в Москву на международный фестиваль "Нить Ариадны", есть такой фестиваль, проходит раз в два года, принимают участие психиатрические больницы — кто как понимает театр. Когда вернулись из Москвы, нам предложили остаться и продолжать. Олег, многие знают, попал в затруднительную ситуацию после инсульта, с трудом мог ходить, — и мы согласились».
Галина Белова рассказывает, что в роли помрежа она занимается всем: подбирает костюмы, реквизит, декорации, ставит свет. За пять лет поставили семь спектаклей. С тремя выезжали на фестиваль в Москву. Первый спектакль — стихотворный по Пушкину и Михалкову; вторым стал чеховский «Медведь». Третьим — «Новые приключения солдата Ивана Чонкина», потом последовали «Василий Теркин», «Женитьба», «Медведь», а к юбилейному пятому сезону решили покуситься на Василия Шукшина и его рассказы.
«Уникальность этой постановки в том, — говорит Галина Белова, — что роли исполняют как пациенты, так и медперсонал, и еще волонтеры. Кто такие наши волонтеры? Это просто люди, которые совершенно безвозмездно приходят, репетируют, помогают, приносят чай, накрывают стол, решают кучу организационных вопросов. Насколько я знаю, такого раньше никто не делал».
Галина Белова сознается, что одна из самых трудных задач — сконцентрировать внимание актеров. «Ведь вы сами понимаете, — говорит Галина, — специфика учреждения такова, что людям тут и двадцать минут бывает трудно усидеть на месте. Поэтому изначально огромная труппа (многие хотели немедленно стать актерами!) естественным образом сократилась. И сейчас у нас в среднем от семи до двенадцати человек, такое плавающее число; есть условно постоянный состав: кто-то выписывается, а кто-то возвращается — спустя некоторое время после выписки снова».
Галина Белова поднимает занавес, подвязывает края, чтобы не болтались под ногами, не отвлекали артистов, которых попросила не фотографировать вблизи. Декорации минималистичны с одной стороны — фотоколлаж на тему русской деревни, с другой стороны — любовно собранная коллекция сюжетообразующих деталей: ярко-желтая лейка, грубо сколоченный табурет, емкий бидон, крытый цветастой клеенкой обеденный стол.
Пять рассказов объединяет сквозной персонаж — почтальонша. Деревенская почтальонша, зеленый жилет, пестрая блуза, сумка с хорошо идентифицируемой надписью «ПОЧТА» на ремне. Вот она приносит письмо от сына тетке Маланье — сын зовет в Москву, а как тетке Маланье до Москвы добраться? На самолете — так страх же, говорит опытный путешественник, школьный завхоз в исполнении Олега Белова (желтая рубаха и красный галстук).
И тетка Маланья садится диктовать письмо для сына: «Дорогой сынок, если уж ты хочешь, чтобы я приехала, то я могу», и это звучит особо щемяще. Потому что известно же, на какие долгие годы порой затягивается лечение в психиатрических учреждениях, и как беспомощны и десоциализированы могут быть местные подопечные за территорией, обнесенной стеной.
Но здесь они счастливы, на сцене, представляя отнюдь не лубочные, а тихие и скорее печальные истории из деревенской жизни: и нарушитель спокойствия Козулин, паливший в ночи из ружья в честь первой в мире пересадки сердца, и Ваня с любимой женой Аней и неисправным карбюратором, и Антип-балалаечник, и его прижимистая баба, все-таки отпустившая на новую балалайку шесть рублей.
Хочется спросить, а кто же из артистов пациент, кто — медперсонал, а кто — волонтер, но как-то неудобно. Благодаришь аплодисментами, и точно знаешь, что придешь сюда еще раз, и еще раз — просто потому что, что театру больше всего нужны зрители.