В Абакане покажут спектакль-балет «Жил человек» по Шукшину
В мае на сцене Русского драматического театра в Абакане выступит легендарный мастер балетного искусства, народный артист СССР и России Владимир Васильев. Он 12 мая в 19:00 представит спектакль-балет «Жил человек» по творчеству великого русского писателя и кинорежиссера Василия Шукшина, сообщают организаторы.
К работе над спектаклем Васильев пригласил молодых хореографов, лауреатов международных и российских конкурсов из Красноярска, Барнаула, Минска, Санкт-Петербурга, которые поставили с молодежным ансамблем Алтая фрагменты из знаменитой шукшинской повести «Калина красная», сцены из рассказов «Чудик», «Охота жить», «Выбираю деревню на жительство» и «Праздники детства».
Спектакль-балет «Жил человек» поставлен при поддержке Министерства культуры России и в рамках Губернаторского гранта в сфере культуры. Танцевальный коллектив успешно гастролирует по городам России и пользуется неизменным успехом публики.
В этом произведении в единую ткань сплелись творчество великого земляка Василия Шукшина, музыкально-певческая составляющая, оригинальная хореография пяти разных балетмейстеров, визуальный ряд, художественное слово, замечательные костюмы... В итоге получилось уникальное действо с четкой драматургией, образное, эмоциональное и очень современное по форме, хотя прочно стоящее на традициях. Конечно же, мощнейшим объединяющим началом этого проекта явилась личность выдающегося мастера, танцовщика, балетмейстера, педагога, художника Владимира Васильева.
«Жил человек» — это результат работы творческой мастерской Владимира Васильева, в которой участвовали молодые хореографы: Дмитрий Антипов (Красноярск) представил фрагмент по мотивам повести «Калина красная», Юлия Бачева и Константин Кейхель (Санкт-Петербург) поставили сцену «Боря, Чудик,Самолет» и композицию «Охота жить», Дмитрий Залесский (Минск, Беларусь) — сюиту «Выбираю деревню на жительство», Елена Березикова (Барнаул) поставила сцену «Праздник детства».
Каждый из балетместеров работал в своем жанре и направлении и поставил одну из пяти частей, в основе всех — образы, сюжеты, мысли Василия Шукшина. Музыка для спектакля, представляет собой очень органичное и логичное сочетание произведений Георгия Свиридова, Валерия Гаврилина, Евгения Светланова, обработок народных песен, произведений современных композиторов. Автором мультимедийных декораций выступил сам Владимир Викторович. И он же с экрана на фоне потрясающих видов родных мест Василия Шукшина с невероятным мастерством читает отрывки из шукшинской прозы, задает тон атмосфере спектакля.
В спектакле заняты артисты Государственного молодежного ансамбля песни и танца Алтая. Танцевальная группа: А. Галкина, В. Трейтан, О. Епифанцева, А. Загальская, В. Трейтан, О .Епифанцева, А. Загальская, Е. Куд, О. Михайлова, А. Поволоцкая, М. Ряколова, Е . Березиков, А. Копилевич, С. Копилевич, И. Колесников, Г. Красногорский, П. Сидоров, А. Тарбоков, С. Фадев, П. Шестеров. Вокальная группа: Ю. Вереина, Я. Копилевич, Э. Кайль, А. Меликошвили, А. Лешенко, К. Рыбаков, Д. Шакуло.
Любимый народом герой Егор Прокудин несколько раз появлялся в спектакле. Об этом напомнили и красная рубаха героя, и характерная мелодия из фильма «Калина красная» композитора Павла Чекалова, автора симфонической поэмы, одноименной с фильмом. Элементы повседневного крестьянского быта — покос, банька, корова, все это замыкается в единый мудрый круг деревенской жизни будней и праздников, радостей и огорчений, близкий с детства любому жителю русской глубинки.
Одна из частей — по рассказу «Охота жить». Балетмейстеру Константину Кейхелю удалось передать щемящее чувство опасности, сквозящее в сцене встречи главных героев. Дополнила атмосферу нарастающей тревоги картина, появившаяся в этот момент на экране: хмурое утро, снег, примятый двумя парами лыж, а вдалеке мерцают огни охотничьей избушки. Кстати, автор полотен, присутствующих в спектакле, все тот же Владимир Васильев. Рисовать — его хобби. Как увидел пейзажи Сросток, так и влюбился в них.
В новелле «Поле, чудик, самолет» роль деревенского дурачка — он получился многогранным — и ребенок, и юродивый, и философ в одном лице. У одного барнаульского поэта точно подмечено о дожде: «Небо посылает телеграммы». Так вот в одной из сцен новеллы начинается дождь, все прячутся, а дурачок простирает руки к небу и умиротворенно улыбается, как будто эту телеграмму прочел. Заключительная часть «Праздники детства» — о первой любви и деревенских вечерках.
Владимир Васильев, подключился к заключительной режиссуре и созданию эскизов мультимедийной сценографии проекта уже на заключительном этапе работы над балетом-спектаклем. «Моя задача — соединить новеллы, создать общий спектакль, заполнив необходимые технические паузы интересным для зрителя действом» — рассказал Владимир Васильев о своих ближайших задачах в создании единой целостной формы балета-спектакля.
На репетициях он отмечал, что молодому алтайскому концертному коллективу удается точно передать атмосферу произведений своего великого земляка «Главное ведь не показать движением каждую фразу автора, важен не точный пересказ — это называется иллюстративность. Важнее и интереснее другое: когда есть собственные образные решения того, что вы прочли», — отмечал Владимир Васильев.
Включаясь в создание единого сценического пространства творчества В.М. Шукшина, В.В. Васильев пригласил вокальный ансамбль с целью раскрытия непростых и достоверных судеб героев его рассказов, что явилось гармоничным воплощением целостных образов, создаваемых артистами. Профессионально созданные и грамотно исполненные вокальные композиции, представленные в балете-спектакле, явились осмысленным дополнением к сценическому действию.