Мюзикл «Блудный сын» по повести Василия Шукшина в Иркутске
На сцене Иркутского музыкального театра имени Н.М. Загурского на прошлой неделе состоялась премьера нового музыкального спектакля известного режиссера из Петербурга Владимира Подгородинского «Блудный сын». Мюзикл был поставлен по мотивам повести Василия Шукшина «Калина красная». В новой постановке история человека, который пытается отказаться от преступного прошлого и начать новую жизнь, получила религиозный подтекст. Постановщик трактует ее как притчу о поисках веры, любви и истины. Но сюжет шукшинской повести изменен не сильно: несмотря на то, что Егор Прокудин пытается обрести божью благодать, в финале он все равно погибает.
Санкт-Петербургский режиссер Владимир Подгородинский не впервые ставит спектакль для иркутской публики. Постоянные зрители театра имени Загурского хорошо знают мюзикл-шоу «Прелести измены» по мотивам комедии Дарио Фо и музыкальную драму «Цезарь и Клеопатра» по Бернарду Шоу в его постановке. В этот раз режиссер снова взялся за музыкальную драму, но уже на основе творчества отечественного писателя Василия Шукшина. Год назад «Блудного сына» режиссер поставил в Алтайском краевом драматическом театре, правда изначально спектакль назывался «Калина красная», так же как и повесть, по которой он был поставлен. Название изменили позже, по требованию правопреемников Василия Шукшина.
Режиссер привез с собой в Иркутск всю команду постановщиков: сценографа Степана Заграбяна, художника по костюмам Софию Зограбян, балетмейстера Сергея Грицая. Благодаря этому спектакль в Иркутске был оформлен почти так же как алтайский: та же полуразрушенная церковная башенка, те же березки вокруг нее слева; деревянная стенка с нарисованной на ней огромной собакой — с правой стороны сцены; та же лодка как символ течения жизни. Время от времени ее вытаскивают на середину сцены.
Но, по словам режиссера, спектакль, поставленный на Алтае, от иркутской постановки значительно отличается: «Тут другая природа, я еще раз убедился, что драматический и музыкальный — это два совершенно разных театра. Во-первых, все это играется под живой оркестр, артисты по-другому двигаются, поют. Это совершенно разные жанры».
Главного героя играет народный артист России Владимир Яковлев. Он признается, что даже думал отказаться от этой роли, так как не хотел на сцене соперничать с Василием Шукшиным, который сам сыграл Егора Прокудина в ставшим уже легендарным фильме. Но Егор Прокудин в спектакле Подгородинского совсем другой. Прежде всего он сильный, уверенный в себе человек, лидер, вот именно поэтому смерть героя в финале кажется такой трагической — зрители успевают поверить в то, что у этой истории будет счастливый финал.
Образ главного героя спектакля — вора-рецидивиста Егора Прокудина — уникален по своей противоречивости. С одной стороны, решив порвать с прошлым, он тянется к светлому, хочет жить в покое и любви, с другой стороны, прошлое не отпускает его. Егор — это и есть блудный сын. Он не сумел прожить свою жизнь праведно, но хочет покаяться и вернуться к нормальной жизни. «Шукшин сделал то, чего, пожалуй, до него не делал никто в советской литературе, — говорит Владимир Подгородинский. — Такого противоречивого героя до Шукшина никто не писал. Егор мечется между дьяволом и Богом, и это противоречие в буквальном смысле разрывает его на части. Это такой редкий, на мой взгляд, тип именно русского человека. И передо мной, как перед режиссером, стояла задача проследить этот путь — от глубочайшего падения до соприкосновения с Богом».