Премьера спектакля «Я пришел дать волю» в Московском драматическом театре «Сфера»
Московский драматический театр «Сфера» во главе со своим бессменным художественным руководителем Екатериной Еланской открыл сезон несколькими премьерами. Среди них постановка по роману Василия Шукшина о Степане Разине, смутьяне и бунтаре, который возглавил крестьянскую войну 1670 года, — «Я пришел дать вам волю».
Театр «Сфера», несмотря на камерность своей сцены, уже не в первый раз обращается к эпическим историческим текстам. Режиссер Екатерина Еланская несколько лет назад поставила спектакль по четырехтомному роману-эпопее Мельникова-Печерского «В лесах и на горах». Екатерина Еланская сама пишет инсценировки и ставит спектакли по романам Булгакова, Пастернака, Набокова, Довлатова.
Масштабное произведение о народном восстании и его предводителе Василия Шукшина предназначено, скорее, для экранизации. Роман «Я пришел дать вам волю» с трудом поддается воплощению на сцене. Но режиссеру удалось довольно удачно представить свою версию эпического произведения известного классика на сцене.
В интервью перед премьерой Екатерина Еланская сказала: «В спектакле рождается живой герой, из далеких эпох, но очень своевременный. Я убедилась, что русская тема сейчас очень нужна. Она очень созвучна тем, кто еще не потерял ощущения, откуда он и где его корни, откуда у него этот язык. Этот, а не другой».
В спектакле минимум реквизита, минимум декораций. Круглая площадка сцены, окруженная амфитеатром кресел, лишает возможности воссоздания подробностей быта. Актеры играют внутри зрительского круга, создавая «сферу общения».
Степан Разин, главный герой постановки в исполнении молодого актера Анатолия Смиранина предстает перед зрителями яростным, страстным, непростым персонажем. Это не только человек, одержимый жаждой свободы, правдолюб, народный заступник, но и разбойник, который преступает законы и божеские и человеческие, он предан церковной анафеме, и в результате сложил голову на плахе. Степан Разин не только почти мифический герой, но и реальный человек с очень беспокойной душой. В исполнении молодого актера исповедально и темпераментно звучат песня Владимира Высоцкого «Кони привередливые» и «Голгофа» Александра Кайдановского.
Спектакль получился похожим на калейдоскоп, в котором мелькают разрозненные картинки. Тут и дискотечные розово-фиолетовые огоньки, мечущиеся по площадке, и постановочные экспрессивные танцы, аллегорически изображающие схватки казацкого войска. На висящих по стенам видеоэкранах багровый закат сменяется иконой Владимирской Богоматери, а мультипликационный петух в красной народной рубахе — картиной «Христос в пустыне». Пластическое решение спектакля уникально. Сложные танцевальные номера, бои с холодным оружием и без него на небольшой сценической площадке. В постановке занято более тридцати актеров — разбойники, казаки, скоморохи, думный дьяк, воевода, персидская княжна и пророчица — всем нашлось место в этой народной эпопее.
Конечно, спектакль нельзя назвать полной экранизацией романа Василия Шукшина, не хватает кропотливого воссоздания всех сюжетных линий. Не всегда удается избежать излишнего пафоса. Но представление о народном русском бунте дается весьма убедительное и яркое. Спектакль можно назвать одним из живых уроков истории, на которых, как известно, никто никогда не учится.