На правах рекламы:

https://charliesangels.ru салоны массажа в москве. Салон эротического массажа москва.

Главная / Публикации / Е.Н. Чепорнюк. «Своеобразие предметного мира в романе В.М. Шукшина "Любавины"»

Е.Н. Чепорнюк. «Своеобразие предметного мира в романе В.М. Шукшина "Любавины"»

Предметный мир первой книги романа В.М. Шукшина «Любавины» основан на приеме контраста, противопоставлении вещей, связанных с войной, и предметов, отражающих мирный характер событий. У В.М. Шукшина оппозиция войны и мира не так глобальна, как, например, у Л. Толстого или М. Шолохова, но она есть, что находит отражение в предметном мире, т. е. в тех «реалиях, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени»1.

В «Любавиных» предметы являются не просто фоном, на котором происходит действие, их главная функция — показать русский мир и русский характер. Для В.М. Шукшина главным является даже не количественный показатель, а состав вещного тезауруса. Предметы у В.М. Шукшина, начиная от ранних рассказов, чаще всего лишь упоминаются, являясь будничным окружением персонажей, поскольку типичные «бытовые ситуации, в которых оказывается шукшинский герой, предполагают заполненность житейски привычными вещами, которые "пропускаются", "не захватываются" изображением, а только подразумеваются»2.

Противопоставление мира и войны, реализуемое на уровне предметного мира романа, так или иначе связано с действующими в книге персонажами, поэтому небезынтересным будет рассмотреть отношение героев к вещам, имеющим мирный и военный характер. Большинство героев первой книги «Любавиных» — это крестьяне, поэтому предметы, окружающие персонажей, определяются их назначением и профессиональной направленностью. Безусловно, война — это всегда разлад, противоестественное состояние людей, и в первой книге «Любавиных» оружие носит ярко выраженную негативную окрашенность и четко контрастирует с предметами мирной жизни.

В семье Любавиных чем старше член семьи, тем реже он пользуется оружием (и тем чаще автор описывает его занятия крестьянским трудом). Чаще всего оружие упоминается в связи с образами младших Любавиных. И если в руках Егора охотничье ружье, «переломка» — изначальное назначение которой — охота (т. е. вещь имеет относительно мирный характер), то для Макара оружие — это власть над людьми, демонстрация собственной силы, превосходства, удали, порой некая бравада. Он единственный из Любавиных, кто ни разу не показан за крестьянским занятием. Из контекста произведения понятно, что он тоже сеет и пашет, но это не изображается, тогда как Егор не единожды появляется на пашне. Гораздо правдоподобнее в руках Макара смотрятся карты, а не плуг, что обусловлено особенностями его характера и отчасти наследственностью: среди предков Любавиных, по воспоминаниям Емельяна Спиридоныча, были лихие и отчаянные головы.

Оружие становится неотъемлемым атрибутом портрета и — еще шире — образа героя, его спутником, что подчеркнуто авторской характеристикой: «В драке мог в любую минуту выхватить из-за голенища нож и в свалке под шумок запустить кому-нибудь под ребро»3; или Агафья Колокольникова отметит: «Макарка у них заводила-то. С малолетства с гирями ходит»4.

Если первая часть «Любавиных» описывает войну и мир и в изображении предметов, окружающих героев, соседствуют вещи, отражающие противоречивый характер эпохи, то вторая книга посвящена мирному времени. Предметный мир поздних «Любавиных» конкретен и функционален. Вещи у Шукшина большей частью выполняют опять же культурологическую функцию, поскольку любой исторический роман всегда стремится «в своих описаниях наглядно представить историческое время и местный колорит»5.

Персонажи поздних «Любавиных» — это люди послевоенной эпохи, «строители социализма». Вещи, окружающие их, предельно функциональны, обыденны и воспринимаются самими героями как неотъемлемая составляющая их повседневной жизни. Это тракторы, комбайны, галифе, фуфайки, патефоны, приемники, радиолы — все то, чем жил каждый советский человек на селе в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Как и в первой книге романа, во второй части крайне редки описания предметов, на первое место выдвигается восприятие героями той или иной вещи и отношение к ней. Предметный мир поздней книги «Любавиных», как и прежде, строится на противопоставлении двух сторон крестьянского бытия, и доминирует здесь оппозиция «работа — праздник». В центре писательского внимания — сельские труженики с их напряженными буднями и редкими желанными минутами отдыха.

Предметный мир второй книги «Любавиных» усложняется, обрастает новыми слоями, что связано с особенностями организации текста, в частности со вставными новеллами, повествующими о судьбе того или иного героя. Так, в рассказе о Петре Ивлеве представлен полууголовный мир провинциального города со всей его атрибутикой: дорогой коньяк, заграничные фильмы и песни, деньги, нелегальные заготовки для туфель и т. д., в рассказе о молодом учителе Юрии Александровиче возникает описание жизни столичного богатого мальчика, едущего в Сибирь исключительно за биографией.

При всех различиях в отборе и изображении вещей общим для двух книг одного романа является их главное функциональное значение, через предметы и отношение к ним обнаруживается характер героев В.М. Шукшина, их психология и мировосприятие. Старые женские шлепанцы — ключевой образ в раскрытии трудной судьбы Степана Воронцова. Ружье и собственная машина (точнее, восприятие себя, обладающего этими вещами) становятся характеризующими деталями в рассказе об учителе Юрии Александровиче.

Способ создания художественного предмета является объективным показателем индивидуальности писателя. Воссоздание вещей в «Любавиных» подчиняется принципу «изображаю, как вижу», характерному еще для рассказов писателя, а «пространство художественной реальности всегда организовано вокруг наблюдателя (героя или самого повествователя), восприятие которого является определяющим моментом в организации изображения»6.

Главным в произведении В.М. Шукшина становится не описание вещи, а отношение к ней героя, через которое проявляется его характер, внутренний мир, жизненная позиция. Так, например, скворечня в руках Егора Любавина имеет принципиальное значение для раскрытия образа персонажа. Эта вещь не описывается автором, важным оказывается сам процесс изготовления предмета и отношение к нему («Любимое его занятие — выстругивать что-нибудь»), через которые обнаруживается противоречивая натура героя, лучшая его сторона: жалость, любовь ко всему живому, стремление к гармонии с окружающим миром. Так, самая прозаическая вещь становится «ценностно значимой», содержащей в себе нераскрытую ценность, недоступную другим.

Такой же «ценностно значимой» является гитара в руках Марии Родионовой, точнее, игра на гитаре, раскрывающая огромный личностный потенциал, говорящая о нерастраченных душевных силах, о позитивной энергии, которую нужно всего лишь направить в правильное русло.

В романе В.М. Шукшина в изображении предмета угадывается пушкинская традиция, основанная на краткости и точности описания. Вещь в произведениях писателя чаще всего просто называется (безэпитетная номинация), либо ее характеристика строится с использованием минимального количества емких и содержательных эпитетов. Так, «потертый» шарф Василия Платоныча свидетельствует не столько о бедности, сколько о его непритязательности в быту, отказе от внешних благ во имя служения идее, а белоснежная рубаха Закревского («кто только стирал их ему и гладил!») — это не дань моде или признак аккуратности, а, скорее, посягательство на интеллигентность и подчеркивание благородного происхождения.

При всем равнодушии к подробному описанию вещей, продиктованном, в свою очередь, интересом к характеру героя, предметный мир романа В.М. Шукшина обладает определенной целостностью и завершенностью. В его основе лежит оппозиция двух полярных понятий, каждое из которых объединяет своим значением широкий круг предметов. Любая попадающая в поле видения В.М. Шукшина вещь выполняет определенную функцию, обусловленную замыслом автора. Большая часть предметов называется или упоминается: они мыслятся как обыденные и не нуждающиеся в описании. Другую группу составляют «ценностно значимые» вещи, через изображение или через описание отношения к которым раскрывается характер героев.

Примечания

1. Чудаков А.П. Предметный мир литературы (К проблеме категорий исторической поэтики) // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 254.

2. Жилина Н.П. Принципы художественной изобразительности в рассказах В. Шукшина // Актуальные проблемы литературы: комментарий к XX веку: Материалы международной конференции. Светлогорск. 25—28.09.2000 г. Калининград, 2001. С. 111.

3. Шукшин В.М. Любавины // Собр. соч.: В 5 т. Екатеринбург, 1992. т. 1. С. 16.

4. Там же. С. 69.

5. Коточигова Е.Р. Вещь в художественном понимании // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 40.

6. Жилина Н.П. Указ. соч. С. 110.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.