А не засесть ли навсегда за письменный стол?
Что и говорить, в мир кино пришел серьезный, истинно народный художник, влюбленный самозабвенно в жизнь и человека. Не раз Василий Макарович повторял слова Достоевского, которого любил перечитывать, видимо, находил какие-то аналогии и с собственной судьбой в его жизни и творчестве:
Человек есть тайна, ее надо разгадать. И ежели на это уйдет полная жизнь, не говори, что она прошла напрасно. Я занимаюсь этой тайной. Значит, я человек.
Нельзя не сказать, упомянув имя знаменитого русского писателя, как поразительно портретно схожими были кинопробы Шукшина на роль Федора Михайловича Достоевского.
Конечно, стилистика у В.М. Шукшина хромала, но убедительно побеждала правда жизни, которая и не давала замечать мелкие огрехи. Впрочем, их не избежал и великий Достоевский — особая страница в судьбе Василия Макаровича.
Перечитывая «Братьев Карамазовых», не мог Шукшин обойти вниманием главу «Черт. Кошмар Ивана Федоровича», обнаружив для себя важный вопрос: «А что будет, если в холодных неземных пространствах окажется топор?»
Не случайно и то, что Василий Макарович имел намерение поставить однажды произведение Достоевского «Униженные и оскорбленные». Правда, потом пришло другое решение — показать современные «Преступление и наказание» в кинофильме «Калина красная».
На роль Достоевского Шукшина не утвердил тогда отечественный кинематограф, но после смерти пришло известие из Италии, где собирались поставить фильм о Достоевском, чтобы главную роль отдать Шукшину.
И другого мы не должны забывать, что главное дело своей жизни в последнее время Василий Макарович видел в прозе:
Самое реальное — это стопка чистой белой бумаги. Хожу вокруг нее. Прикидываю. А не засесть ли навсегда за письменный стол?
И еще:
Надо, наверное, прекращать заниматься кинематографом. Для этого нужно осмелеть и утвердиться в мысли, что литература — твое изначальное и главное дело.
Кинематограф, который требовал здоровья, выносливости, отнимал много времени, нервотрепки при прохождении каждого фильма, все более отдалялся от Шукшина.
Известность он себе уже приобрел! Книги Шукшина с каждым годом набирали все больший тираж: самый крупный при жизни автора — 100 000 экземпляров получил сборник прозы «Там, вдали» в 1968 году, а потом тридцатитысячный тираж сборника «Характеры» в 1973 году, за год до смерти.