Сказал как пригвоздил
Люди, в трудный миг оказавшиеся рядом, согревшие Шукшина в бездомном его существовании, никогда им не забывались.
В начале 1968 года Василий Макарович неожиданно позвонил артисту Сергею Никоненко.
— Приезжай на студию, дело есть.
— Когда?
— Прямо сейчас.
Конечно, Сергей Никоненко вскоре уже входил в здание Киностудии им. Горького.
— Время есть? — деловым голосом спросил Шукшин.
— Есть.
— Читай сценарий.
Василий Макарович подал актеру сценарий фильма «Странные люди» и вышел из комнаты.
Как вспоминал позже Сергей Петрович, читал он сценарий и верил и не верил: неужто Шукшин ему Ваську Чудика предложил?
Артисты — народ суеверный. Пробовал роль в голос. Волновался: вдруг на пробах завалит роль?
Дочитал Сергей сценарий, воды попил, а тут и Василий Макарович появился.
— Что скажешь? Как тебе?
— Чудик? Мечтать можно.
— Ну и утвержден.
Сказал как пригвоздил.
— А пробы? — на всякий случай осторожно поинтересовался Сергей Никоненко.
— Характер пробовать будем. А роль эту играть тебе.
Словно крыльями одарил молодого артиста!
— Не поленись, — добавил, — прикинь одежду. Сам выбери.
Пошел Сергей в костюмерную, оделся: все чин чинарем, ботинки стоптанные напялил, шляпу нейлоновую, через плечо — фотоаппарат. Предстал перед Шукшиным, который, увидев нелепый вид своего героя, невольно расхохотался:
— Вот тебе и проба! Молодец! Точно оделся.
Фильм снимался во Владимире. Жили в городе, а на съемки выезжали в деревеньку возле Владимира. Работали дружно, слаженно. Но у режиссера вдруг новая затея появилась:
— Сергунь, видишь — женщины сидят у крыльца?
— Ну?
— Попробуй, разговори их. Может, споют они нам, а мы их запишем. Для дела сгодится.
Просьба режиссера — закон. Направился артист к женщинам, которые всегда от Сергея Никоненко были в восторге, самые верные его зрители. Рассказал им про сценарий, смеются не понарошку, а взаправду, переспрашивают, выверяют по жизни. Даже кого-то похожего на Чудика из знакомых нашли.
Сергей Никоненко не заметил, как женщины уже давно забыли о том, что перед ними актер, с героем Шукшина разговаривают, с Чудиком.
— Вон, оказывается, где проходило золотое сечение режиссерского замысла Шукшина — в живом общении моего героя с реальными людьми, Ему необходим был этот живой контакт... — добавляет Никоненко под бурные аплодисменты читателей библиотеки.
Он помнил Шукшина всяким — в творческом порыве, гневе, радости и славе!
А потом артист принялся читать рассказ В.М. Шукшина «Верую!». Зрители покатывались со смеху, я — вместе с ними: так велико было актерское проникновение в созданный автором образ! И ночью, дома, я долго не могла заснуть, припоминая это озорное, яркое действо, перевоплощение Сергея Никоненко — начинала невольно хихикать, и если б со стороны в эту ночь кто-то меня увидел или услышал, принял бы, мягко говоря, за свихнувшуюся.
Никоненко давно известен зрителям по множеству фильмов. Есть среди исполняемых им ролей и современные Чудики, типа главного героя из кинофильма «Семьянин», который, конечно же, из добрых побуждений, не вписывающихся, правда, в моральный кодекс нашего общества, попадает в нелепую ситуацию. Надо отметить ради справедливости — мужская половина защищает его до конца: если есть в стране «матери-героини», почему бы не быть «отцу-герою», что полностью устраивает азиатскую женщину, но отнюдь не российскую.
Сергей Никоненко основал на Арбате, в полуподвале, музей Сергея Есенина. Увлеченный судьбой поэта, как и Василий Макарович, занимается популяризацией творчества гения русской литературы.
Совсем недавно Сергей Никоненко поставил фильм по рассказам Шукшина «Елки-палки», сыграв в нем главную роль, сразу полюбившуюся зрителям.