Почему Шукшин не дочитал Толстого
Василий Шукшин, получив деньги от матери, отправился не в ближайший город Барнаул или «сибирские Афины» — Томск, а прямиком в Москву, как в свое время Валерий Золотухин, — кстати, тоже родом с Алтая.
Говорят, Василий подавал документы сначала в Историко-архивный, побывал и в Литературном институте, но победил ВГИК. Прием вел талантливый кинорежиссер, сибиряк, Михаил Ильич Ромм. Желающих попасть в его мастерскую было более чем достаточно!
Василий Шукшин при поступлении обратил на себя внимание приемной комиссии письменной работой «Киты, или О том, как мы приобщались к искусству», а задание контрольной работы было следующим: «Опишите, пожалуйста, что делается в коридорах ВГИКа в эти дни». Не захотел Шукшин описывать вгиковские коридоры, характер увел в другую сторону.
Но уже в этой его работе налицо и назревающий конфликт Шукшина с так называемыми «китами», и независимость суждений, и ершистость, и цепкий, оценивающий трезво взгляд, несомненно, творческого человека:
Вестибюль Института кино. Нас очень много здесь, молодых, неглупых, крикливых человечков. Всем нам когда-то пришла в голову очень странная мысль — посвятить себя искусству. И вот мы здесь.
Каждый знает, что он талантливее других, и доказывает это каждым словом, каждым своим движением. Среди нас неминуемо выявляются так называемые киты — люди, у которых прямо на лбу написано, что он будущий режиссер или актер.
У них, этих людей, обязательно есть что-то такое, что сразу выделяет их из среды других, обыкновенных.
Вот один такой.
Среднего роста, худощавый, с полинялыми обсосанными конфетками вместо глаз. Отличается тем, что может не задумываясь говорить о чем угодно — и все это красивым, легким языком. Это человек умный и хитрый. У себя дома, должно быть, пользовался громкой известностью хорошего и талантливого молодого человека: имел громадный успех у барышень.
Почувствовав в нем ложную силу и авторитет, к нему быстро и откровенно подмазывается другой кит — человек от природы грубый, нахватавшийся где-то «культурных верхушек». Этот, наверное, не терпит мелочности в людях, и, чтобы водиться с ним, нужно всякий раз расплачиваться за выпитое вместе пиво, не моргнув глазом, ничем не выдавая своей досады. Он не обладает столь изящным умом и видит в этом большой недостаток. Он много старше нас, одевается со вкусом и очень тщательно. Он умеет вкусно курить, не выносит грязного воротничка, и походка у него какая-то особенная — культурная, с энергичным выбросом голеней вперед.
Он создает вокруг себя обаятельную атмосферу из запахов дорогого табака и духов.
Он не задумываясь прямо сейчас уже стал бы режиссером, потому что «знает», как надо держать себя режиссеру.
В нас они здорово сомневались и не стеснялись говорить это нам в лицо.
Именно это сочинение Шукшина и подсказало Михаилу Ромму, что перед ним явление из ряда вон выходящее. А когда экзаменаторы внимательно прочли «Китов», поняли — это талант раздвигает широкими плечами узкие рамки общепринятого. В архивах ВГИКа сохранилась письменная работа Шукшина. На ней есть приписка преподавателя ВГИКа: «Хотя написана работа не на тему и условия не выполнены, автор обнаружил режиссерское дарование и заслуживает отличной оценки».
А в стенах вуза абитуриента Василия Шукшина, незнакомого с нравами престижного по тому времени института, живущего по законам рафинированных детей избранных родителей, поджидали свои капканы, испытания, а порой и явное неприятие.
У самого же Шукшина рассказ о вступлении в мир кино выглядел так:
Я приехал в Москву в солдатском, сермяк сермяком. Вышел к столу. Ромм о чем-то пошептался с Охлопковым, и тот говорит:
— Ну, земляк, расскажи-ка, пожалуйста, как ведут себя сибиряки в сильный мороз.
Я напрягся, представил себе холод и ежиться начал, уши трепать, ногами постукивать. А Охлопков говорит:
— А еще?
Больше я, сколько ни старался, ничего не придумал. Тогда он мне намекнул про нос: когда морозило, ноздри слипаются, ну и трешь кое-что рукавичкой.
— Да, — говорит Охлопков. — Это ты забыл.
Это было послевоенное время, и во многих вузах страны в первую очередь предпочтение отдавали людям в шинелях, бывшим фронтовикам или только что отслужившим в армии, но это не относилось к ВГИКу. Что касается собеседования, описанного Василием Шукшиным, то подобное явление остается правилом для поступающих в Институт кинематографии до сих пор...
Я сама окончила ВГИК и знаю, что означает проверка на сообразительность, оригинальный ответ, который и подскажет экзаменаторам, что перед ними творческая личность.
Помню один из таких же каверзных вопросов в мою бытность, более позднюю, чем у В.М. Шукшина:
— А скажите, товарищ абитуриент, сколько ручек у дверей ВГИКа?
В первый момент обалдеваешь, а потом лихорадочно ищешь ответ, уже озадачивающий тех, кто задал этот вопрос:
— В два раза больше, чем дверей!
— То есть?
— Ручки-то с той и другой стороны. Значит, вдвое.
Оригинальный ответ учитывался особо.
Видно, не угодил Шукшин члену комиссии артисту Охлопкову — или непримиримым, тяжелым взглядом, скуластым лицом, или независимостью суждений, но не удержался тот, вдруг задал полунасмешливый вопрос:
— А скажите, товарищ абитуриент, где сейчас Виссарион Белинский проживает?
Шукшин опешил, но вдруг смекнул: а ведь его принимают за дурачка Ваню в тупых сибирских валенках. И тут впервые проявились его актерские задатки, решил подыграть:
— Это критик, что ли?
— Нуда!
— Но ведь он вроде помер!
— Да что ты говоришь?
«Все смеются, как вы вот теперь, — позже вспоминал Шукшин, — а мне-то каково?»
Но, как считал известный критик Лев Аннинский, это была «мгновенная актерская импровизация, в ходе которой партнеры провоцируют друг друга».
Все абитуриенты, поступавшие в мастерскую Михаила Ромма, знали, что он просто обожал Льва Толстого. Как только задавался на собеседовании вопрос «Ваш любимый писатель?» — абитуриент незамедлительно отвечал:
— Лев Толстой, «Война и мир».
А сибиряк Василий Шукшин, «сермяк сермяком», дерзко ответил:
— Не дочитал до конца.
Комиссия внутренне охнула, а Михаил Ромм оценил этот ответ по-своему, чуть усмехнулся, спросил:
— Да как же не дочитал-то, если «Война и мир» по программе школьной проходилась?
— А я заканчивал школу рабочей молодежи. Читал учебники, когда ехал на работу или с работы, и только те, которые можно в карман поместить. А Льва Толстого туда не засунешь!..
Михаил Ромм откинулся к спинке стула от этой вызывающей откровенности, с любопытством разглядывая редкий экземпляр.
Помогло одно вгиковское правило: каждый из мастеров имел право взять под свою ответственность любого абитуриента до третьего курса. Если он не проявит за эти годы свои предполагаемые способности, тогда отчислить.
И тут я хочу добавить одну подробность, донесенную до меня из стен ВГИКа, что приемная комиссия была против двух абитуриентов — Василия Шукшина и Андрея Тарковского: первый слишком мало знал, второй отвечал на все вопросы и, в свою очередь, задавал такие вопросы пытающему его, что ставил педагога в затруднительное положение. Но мнение Ромма победило. Он отстоял и того и другого. Оба абитуриента не походили друг на друга, а это говорило об их крайних индивидуальностях. Жизнь показала правоту Михаила Ильича. У его выпускников собственный почерк в кинематографии, что подтвердило их талантливость, которую углядел когда-то учитель, за время учебы огранил алмазы — и они засияли бриллиантовой чистотой, удивляя мир красотой и неповторимостью.
Василий Шукшин поступил сразу в два института! Вот вам и «сермяк сермяком». Перед ним стояла дилемма: если остаться во ВГИКе, то необходима хоть маленькая, но помощь из дома. По свидетельству сестры Василия Макаровича, он предпочел оставить решение за матерью: «Тогда Вася послал домой телеграмму: «Поступил Всесоюзный государственный институт кинематографии очно Историко-архивный заочно советуй каком остаться».
Какую мать подобное известие может не обрадовать, не согреть ее сердца? Мария Сергеевна отправила телеграмму со словами: «Только очно. Мама». Конечно, трудно было Шукшиным. Но они никому не жаловались. Наоборот, подбадривали друг друга и сообща преодолевали созданные жизнью неурядицы и барьеры.