Главная /
Публикации / Д.В. Марьин. «Несобственно-художественное творчество В.М. Шукшина: поэтика, стилистика, текстология»
6.1.1 История издания и изучения
Публицистика — одна из самых активных областей творческой деятельности В.М. Шукшина. Статьи писателя и кинорежиссера, интервью и беседы с ним регулярно публиковались еще при жизни как в советских центральных и региональных средствах массовой информации, так и в тематических сборниках публицистики1. Значим и тот факт, что первый известный на сегодня опубликованный текст писателя — это статья в сростинской районной газете «Боевой клич» от 11 октября 1953 г. под названием «Учиться никогда не поздно» [Шукшин, 19531], [Шукшин, 2014, т. 8, с. 8—9]. Сотрудничество с «Боевым кличем» обернулось появлением, по крайней мере, еще одной статьи2 — «Больше внимания учащимся вечерних школ» [Шукшин, 19532], [Шукшин, 2014, т. 8, с. 9—10]. Пусть и небольшой «газетный» опыт сказался, как нам кажется, и на фельетонном характере режиссерского этюда под названием «Киты, или О том, как мы приобщались к искусству» (1954), написанного Василием Шукшиным в качестве вступительного испытания во Всесоюзном государственном институте кинематографии [Шукшин, 2014, т. 1, с. 323—325]. На этом закончился первый этап (1953—1954) публицистической деятельности алтайского писателя и кинорежиссера, прерванной учебой во ВГИКе.
В 1961 г. в журнале «Советский экран» появляется фотоинтервью В.М. Шукшина корреспонденту Б. Виленкину3, в девятитомном издании сочинений писателя получившее редакторское название <Актером я стал случайно> [Шукшин, 2014, т. 8, с. 80] — первое появление слова Шукшина в СМИ после сростинских статей4. Далее после небольшого перерыва в 1963 г. в газете «Комсомольская правда» выходит интервью «Живет такой парень»5 [Шукшин, 2014, т. 8, с. 80—81], после которого статьи, интервью и беседы с Шукшиным стали ежегодно публиковаться в столичных и региональных СМИ Советского Союза. Начался второй этап (1961—1969) публицистической деятельности Шукшина, давший программные статьи «Вопрос самому себе» (1966), «Монолог на лестнице» (1968), «Нравственность есть Правда» (1969). Последний период публицистической активности (1970—1974) характеризуется преобладанием интервью и бесед с В.М. Шукшиным, в которых внимание интервьюеров обращено не только к творчеству писателя и кинорежиссера в целом, отдельным произведениям, но и к его биографии, личности. По словам Н.П. Толченовой «в последние дни жизни Шукшина пресса настойчиво, подчас, думается, даже назойливо пыталась добывать интервью у талантливого, снискавшего общую уже известность, признанного народом человека, чьи творческие особенности так четко и резко характеризовали необычность личности, добиваясь от художника ответа: кто он есть» [Толченова, 1978, с. 137].
Отдельные публицистические работы Шукшина выходили в периодике и в первые годы после смерти писателя [Шукшин, 1975], [Шукшин, 19791] и др. Первый сборник публицистики В.М. Шукшина под названием «Нравственность есть Правда» появился только после смерти писателя и кинорежиссера в 1979 г. [Шукшин, 1979]. Составителем сборника, включавшего 26 публицистических работ Шукшина, стала его вдова — Л.Н. Федосеева-Шукшина. Многие работы впервые публиковались по рукописям; основной текст сопровождался комментариями Л.А. Аннинского и Л.Н. Федосеевой-Шукшиной. Несмотря на новаторство издания, впервые представившего широкому читателю Шукшина-публициста, в сборник вошла лишь небольшая часть статей и интервью писателя и кинорежиссера. Некоторые работы получили названия, не совпадающее с заголовками первых, прижизненных публикаций, например: «Слово о «малой родине»» [Шукшин, 1979, с. 103] вместо «Признание в любви» [Шукшин, 1974, с. 13], «Вопросы самому себе» [Шукшин, 1979, с. 23] вместо «Вопрос самому себе» [Шукшин, 1966, с. 6], «Книги выстраивают целые судьбы» [Шукшин, 1979, с. 225] вместо «Судьбу выстраивает книга» [Шукшин, 1973] и т. п. Укажем и на вступительную статью Л.А. Аннинского [Шукшин, 1979, с. 3—20], в которой впервые дана попытка системного представления проблематики шукшинской публицистики.
В 1981 г. вышел из печати сборник «Вопросы самому себе» [Шукшин, 1981], включавший уже 34 публицистических работы алтайского писателя. В целом, в нем были сохранены принципы текстологической и редакторской работы, заложенные в сборнике «Нравственность есть Правда». Обращает на себя внимание, что состав публицистических произведений В.М. Шукшина редакторами был расширен не только за счет увеличения числа бесед, интервью и выступлений писателя (например, «Нам бы про душу не забыть», «Надо иметь мужество...», «Перед многомиллионной аудиторией» [Шукшин, 1981, с. 98—101, 81—84, 168—182] и др.), но и за счет документов (текст под названием «Написано о Разине много» представляет собой заявку на литературный сценарий «Конец Разина», представленную на к/с им. Горького в марте 1966 г., «Таким он должен запомниться» — набросок заявки на фильм о Разине [Шукшин, 1981, с. 104—105, 102—103] и др.), что, наш взгляд, является необоснованным.
Сборники «Нравственность есть Правда» и «Вопросы самому себе» на многие годы стали основой для перепечатки публицистических текстов Шукшина в других изданиях (см., например, [Шукшин, 19912, с. 365—475], [Шукшин, 2006, с. 219—439] в том числе и в составе собраний сочинений.
В 2009 г. к 80-летию писателя и кинорежиссера было издано собрание сочинений в 8 тт. В восьмой том Собрания, редактором-составителем которого стал автор данной работы, в раздел «Публицистика» помещено 55 текстов В.М. Шукшина [Шукшин, 2008, т. 8, с. 8—192]. Впервые в подборку публицистики алтайского писателя был включен большой блок бесед, интервью и выступлений писателя (всего 31). Несмотря на то, что вопрос о включении бесед в состав произведений Шукшина до сих пор остается достаточно спорным, редактором-составителем было принято решение о публикации в составе данного собрания сочинений всех известных бесед и интервью алтайского писателя, в связи со стремлением представить максимально полно корпус произведений, к созданию которых писатель имел прямое отношение. Заметим, что многие тексты бесед выверялись и тщательно правились самим Шукшиным — т. е. были «авторизованы», некоторые тексты представляют собой расшифровку магнитофонных записей, сделанных в ходе интервью с писателем, и вполне достоверно передают не только содержательные, но и стилистические особенности речи В.М. Шукшина. Кроме того, как показывает опыт, объем бесед, интервью и выступлений, включаемых в сборники публицистики писателя, неуклонно возрастал: если в книге «Нравственность есть Правда» вошли только 5 бесед и интервью, то в «Вопросы самому себе» уже 8.
Редактором тома была проведена значительная текстологическая работа. Главный принцип, которому следовал редактор-составитель при подготовке текстов — ориентация на последнюю прижизненную публикацию данной работы. Все расхождения между опубликованным при жизни писателя вариантом и рукописью представлены в примечаниях к тексту (если рукопись была недоступна, сопоставление проводилось с соответствующими текстами из сборников «Нравственность есть Правда» и «Вопросы самому себе», составители которых, по их словам, ориентировались на рукописные варианты, хранящиеся в архиве В.М. Шукшина). Тот же принцип последней прижизненной публикации заставил редактора-составителя сохранять и заглавия, данные публицистическим работам писателя при его жизни. Вследствие этого, заглавия некоторых произведений отличаются от заглавий, присвоенных соответствующим текстам составителями сборников «Нравственность есть Правда» и «Вопросы самому себе» и уже вошедших в широкое употребление: например, «Вопрос самому себе» vs «Вопросы самому себе» («Нравственность есть Правда» и «Вопросы самому себе»), «Судьбу выстраивает книга» vs «Книги выстраивают целые судьбы» («Нравственность есть Правда» и «Вопросы самому себе»), «От прозы к фильму» vs «Перед многомиллионной аудиторией» («Вопросы самому себе») и др. Для статьи «Признание в любви», в силу ее значимости в творчестве писателя, а также для удобства читателя, наряду с первоначальным сохранен и второй, более популярный заголовок — «Слово о «малой родине»», данный составителями сборников «Нравственность есть Правда» и «Вопросы самому себе».
Впервые публицистические тексты Шукшина, вошедшие в восьмитомник, были снабжены подробными комментариями [Шукшин, 2008, т. 8, с. 336—405]. Комментарии содержали: сведения о первой публикации, факт включения (не включения) в сборники произведений В.М. Шукшина, ссылку на текст, по которому печатается в составе данного Собрания сочинений, а также примечания историко-культурного характера.
Принципы подготовки и издания публицистических работ алтайского писателя были продолжены и развиты нами в новом, девятитомном, собрании сочинений В.М. Шукшина, вышедшего из печати в 2014 г. к его 85-летию.
В восьмом томе представлено наиболее полное на сегодняшний день собрание публицистических произведений В.М. Шукшина [Шукшин, 2014, т. 8, с. 8—211]. По сравнению с материалом восьмитомника, корпус шукшинской публицистики значительно расширен (61 ед.) и оптимизирован (незаконченные статьи <Мода...>, <Только это не будет экономическая статья...> и <Не дело режиссеру «толмачить» свой фильм...> перенесены в т. 9, раздел «Наброски. Незавершенное», а фрагмент стенограммы выступления Шукшина «Стенька для меня — вся жизнь» — в раздел «Документы»), комментарии дополнены и в ряде случаев изменены. Увеличено количество бесед и интервью: их стало 39. Расширены и улучшены комментарии к текстам [Шукшин, 2014, т. 8, с. 331—404]. Тексты, представленные в восьмом томе нового собрания сочинений В.М. Шукшина, послужили материалом настоящего исследования.
При жизни Шукшина его публицистические работы не были предметом исследования литературоведов. Первая попытка дать системное представление о публицистике алтайского писателя представлена Л.А. Аннинским во вступительной статье к сборнику «Нравственность есть Правда» [Шукшин, 1979, с. 3—20]. В сокращенном варианте эта статья под названием «В поисках ответов» была включена в сборник «Вопросы самому себе» [Шукшин, 1981, с. 3—9]. Хотя автор в начале статьи подчеркивает, что «объективно титул публициста далековат от мятущейся натуры Шукшина» и «вряд ли он (т.е. Шукшин — М.Д.) считал себя публицистом» [Шукшин, 1979, с. 3], тем не менее, далее Л.А. Аннинский определяет важнейшие, конститутивные черты публицистики писателя. Шукшинская публицистика лишь «внешними признаками <...> напоминает мозаику: это либо статьи, написанные по заказу редакций, а значит, каждый раз по новому, извне продиктованному поводу; либо беседы, где вопросы интервьюеров тоже попадают к тебе извне. Высказывания Шукшина исходят не из системы изучения того или иного вопроса, как это и принято у публицистов, а именно из ситуации: обсуждается фильм, попалась книжка, пришел корреспондент, прислали письмо или записку...» [Шукшин, 1979, с. 5]. По Аннинскому, вклад В.М. Шукшина в историю отечественной общественной мысли 1960—1970-х гг. состоит в выражении боли от тех великих социальных перемен в СССР, которые втягивали огромные человеческие массы в новое и новое движение, и не могли проходить без драматизма [Шукшин, 1981, с. 7]. Идейно-эстетическая задача, которую ставил перед собой Шукшин-публицист, — поиск системы нравственных ценностей для человека эпохи урбанизации, НТР, уже оторвавшегося от сельских корней, но еще не вжившегося в городской мир. Для Шукшина эти ценности концептуализировались в понятиях «Труд», «Мечта» и «Праздник». Раскрытию, актуализации этих понятий в социальной, производственной, личной жизни, современном искусстве подчинен тематический, смысловой, эстетический, этический вектор эволюции шукшинской публицистики.
К недостаткам обеих статей Л.А. Аннинского следует отнести отсутствие сопоставления публицистической деятельности алтайского писателя с его биографией (или автобиографиями)6, а также полное игнорирование аспектов языка и поэтики публицистических произведений Шукшина.
В 1989 г. в Алтайском государственном университете прошла I Всесоюзная научно-практическая конференция «Василий Макарович Шукшин. Жизнь и творчество», которая дала мощный импульс развитию шукшиноведения в 1990-е — начале 2000-х гг. Появилось достаточно большое число научных статей, материалов конференций, посвященных отдельным аспектам публицистического творчества В.М. Шукшина: особенностям языка и стиля [Ефанова, 1989], [Ефанова, 1992], [Глухова, 1999], [Бурмагина, 1994], [Борзина, Чернышова, 1997], [Чернышова, 2002], [Деминова, 2001], [Деминова, 2004] и др., философской, эстетической и нравственной проблематике [Щукина, 1989], [Гыдов, 1989], [Овчинникова, 2001], [Фатеева, 2000], [Каминский, 2014] и др., связи с художественным творчеством писателя [Заверталюк, 1992], [Соколова, 1992], [Каминский, 2009] и др.
Попытка дать комплексное филологическое описание шукшинской публицистики представлена в двух статьях первого тома энциклопедического словаря-справочника «Творчества В.М. Шукшина». Т.Л. Рыбальченко в статье «Публицистика Шукшина» [Рыбальченко, 2004, с. 80—85] дает общее определение публицистике писателя и кинорежиссера, рассматривает круг ее основных проблем. По мнению исследователя, «статьи и интервью Шукшина не соответствуют канонам публицистики, теоретических манифестов, мемуаров, дневников, они близки эссеистике7, жанру живого рождения мысли: интонация спора с читателем и самим собой (разговорный стиль, образная, а не логическая аргументация), интонация сомнения, опровержения» [Рыбальченко, 2004, с. 80]. В проблематике публицистики Т.Л. Рыбальченко выделяет 2 центра притяжения: социокультурная проблематика и проблема художественности, в соответствии с которыми все публицистические тексты Шукшина делятся исследователем на 2 потока, например, статьи «Нравственность есть Правда», «Монолог на лестнице», беседа «Я родом из деревни» и др. — рассматриваются в русле социокультурной проблематики; статьи «Как я понимаю рассказ», «Средства литературы и средства кино», беседа «От прозы к фильму» и др. — в русле проблемы художественности. В целом, фокусируясь на отдельных вопросах, автор подробно останавливается на проблемах философии культуры, личности, представлении об искусстве, о художественности, художественной формы, и приходит к выводу о том, что «давая важный материал для выявления философских, эстетических, художественных представлений Шукшина, его эссеистская публицистика явно не исчерпывает разнообразия и глубины его творческой практики» [Там же, с. 85].
Т.В. Чернышева и М.А. Деминова в статье «Язык Шукшина-публициста» [Чернышова, Деминова, 2004, с. 193—198] обращаются к анализу средств языка и поэтики произведений шукшинской публицистики. «Художественные и публицистические приемы выразительности в публицистике Шукшина тесно переплетаются и взаимодействуют, создавая особый эффект присутствия читателя в творческой лаборатории автора — своеобразный эффект «устной речи», когда мысли, ассоциации писателя рождаются прямо на наших глазах» [Там же, с. 195].
Таким образом, в энциклопедическом словаре-справочнике публицистика В.М. Шукшина представлена как явление синтетическое, балансирующее на грани художественного и несобственно-художественного творчества и в жанровом, и в языковом отношениях.
На наш взгляд, наряду с целым рядом достоинств, рассмотренным выше статьям свойственны и определенные недостатки (учитывая их энциклопедический характер):
1) Авторами совсем не рассматриваются ранние публицистические работы Шукшина 1953—1954 гг. Более того, фактически в фокусе внимания исследователей находились лишь 34 текста, отнесенных редакторами сборников «Нравственность есть Правда» и «Вопросы самому себе» к публицистике, что почти вдвое сузило корпус шукшинских публицистических текстов. Напомним, что в новом собрании сочинений писателя раздел «Публицистика» включает 61 текст;
2) Авторы статей некритично подходят к составу публицистических текстов, следуя номенклатуре сборников «Нравственность есть Правда» и «Вопросы самому себе», которые включают тексты документов и даже рабочих записей;
3) В статьях нет апелляции к текстам несобственно-художественного творчества (письмам, рабочим записям, автобиографиям), что могло бы не только уточнить и конкретизировать проблематику шукшинской публицистики, но и выявить общие тенденции в развитии средств языка, поэтики и стилистики литературного наследия писателя.
Впрочем, данные упущения объясняются не небрежностью литературоведов, а недостатком материала исследования на момент работы. В настоящий момент эта причина устранена появлением девятитомного собрания сочинений В.М. Шукшина, что открыло новые перспективы для комплексного изучения публицистики алтайского писателя. Ранее нами были предприняты попытки в одной из статей [Марьин, 20101], а также в комментариях к разделу «Публицистика» в составе восьмитомника [Шукшин, 2009, т. 8, с. 336—346], а потом и девятитомника [Шукшин, 2014, т. 8, с. 331342], дать собственные описание и интерпретацию основной проблематики и поэтики шукшинской публицистики. В настоящей работе данные положения развиваются и углубляются.
Примечания
1. Например, программная статья В.М. Шукшина «Монолог на лестнице» впервые была опубликована в сб. «Культура чувств» (Сост. и общ. ред. В. Толстых. — М.: Искусство, 1968. — С. 114—128).
2. Высока вероятность авторства В.М. Шукшина также в отношении заметки «Концерт для избирателей», опубликованной в номере газеты «Боевой клич» от 14 марта 1954 г. (С. 1) за подписью «М. Куксина». В новом девятитомном собрании сочинений писателя заметка помещена в раздел «Dubia» [Шукшин, 2014, т. 9, с. 145]. О доводах, позволяющих предполагать в данном случае авторство В.М. Шукшина, см. далее в § 6.1.3.
3. Советский экран. — 1961. — № 23. — С. 3.
4. В журнале «Советский воин» (1955. — № 10) была помещена заметка «Решил стать кинорежиссером», в которой упоминается имя В.М. Шукшина и рассказывается о его участии в работе флотской самодеятельности, но прямой речи Шукшина нет.
5. Шукшин В. Живет такой парень // Комсомольская правда. — 1963. — 25 августа. — С. 4.
6. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что Л.А. Аннинский констатирует, что в публицистических произведениях Шукшина его «биограф получит здесь огромный материал для размышления» [Шукшин, 1979, с. 5], а в комментариях к произведениям, составившим сборник, приводятся цитаты из «автобиографии 1966 г.».
7. Далее в статье автор не раз употребляет термины «эссеистика», «эссеистская публицистика» по отношению к публицистическим произведениям В.М. Шукшина [Рыбальченко, 2004, с. 84, 85].