«Всякое бывает» (2016)
Оригинальное название: «Всякое бывает»
Жанр: комедия, драма
Режиссер: Михаил Лебедев
Автор: Василий Шукшин
Художник-постановщик: Наталья Чернова
В ролях: Елена Амосова, Андрей Жилин, Людмила Адаменко, Евгений Лапшин, Игорь Омельченко, Даниил Нагайцев, Вячеслав Туев, Анатолий Нога, Вера Заика, Александр Шрейтер, Мария Захарова, Анатолий Смирнов, Алена Сигорская, Андрей Ковзель, Александр Коробов, Полина Зуева
Длительность: 2 часа 20 минут, с антрактом
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: Новокузнецкий драматический театр
Премьера: 8 декабря 2016 года
О спектакле
В основе спектакля лежат 9 очень разных рассказов Шукшина. Его истории всегда интересны — даже по прошествии многих лет, даже теперь, когда изменился, казалось бы, весь мир, когда и страна наша, и люди стали другими. Но Шукшин это предвидел, поэтому и писал: «Нам бы про душу не забыть... нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы...».
Режиссера спектакля привлекает именно наивное простодушие шукшинского героя, его чистота, сегодня потерянная нами. Герои Шукшина могут быть самыми разными, но их живая природа такова, что каждый рассказ словно отрывает перед нами первозданную картину нескладной, негладкой, часто горестной или смешной, но непридуманной жизни. Не потому ли волнующим акцентом лаконичной сценографии спектакля становится полоска земли с растущими злаками? Спектакль выстроен как сложное переплетение судеб, характеров, ситуаций, из глубины которых доносится извечный шукшинский вопрос: что с нами со всеми происходит? Центральные события, в которых героям приходится действовать и выбирать, для них экстремальны. Они захватывают и нас, поскольку правда не оставляет равнодушным ни одно человеческое сердце. Если, конечно, оно есть.
Сюжет
Шукшин — всегда весело и горько. То же в постановке Миши Лебедева — просто и без излишеств. Баян, балалайка, ложки, пляски и кураж труппы создают атмосферу настоящей сельской жизни. Лишь современный саундтрек между постановками тормозит фантазию зрителя и желание присоединиться к действию. Зал постоянно взрывается смехом и аплодисментами. Что тут скажешь — народный драматург, сюжет народный!
И правда, все, что происходит на сцене, — это наша жизнь глазами простого русского деревенского мужика. Который словами не бросается, чего-то не понимает, выпивает и без конца «смолит», грубит, но — так тонко чувствует!...
История неудержимой любви и предательства — рассказ «Беспалый». Такая любовь — «в омут с головой». И сказать-то герой о любви своей складно не умеет, и потакает красавице и умнице жене во всем, и подкаблучником слывет, но любит же от всей души. Да так, что при вести об измене ни слова не молвит — просто рубит себе руку. Ведь боль телесная легче боли душевной.
Все кругом говорили, что у Сереги Безменова злая жена. Злая, капризная и дура. Все это видели и понимали. Не видел и не понимал этого только Серега. Он злился на всех и втайне удивлялся: как они не видят и не понимают, какая она самостоятельная, начитанная, какая она...
Или «Вянет, пропадает» — история матери-одиночки, которая в каждом мужчине готова увидеть будущего мужа — опору и поддержку, отца семейства. А мужик-то не такой сообразительный, дает зря надежду, подлец.
— Все: пропустили по поводу воскресенья и будет. — Дядя Володя закурил. — Я ведь пил, крепко пил...
— Вы уж рассказывали. Счастливый человек — бросили, взяли себя в руки.
— Бывало, утром: на работу идти, а от тебя, как от циклона, за версту разит. Зайдешь, бывало, в парикмахерскую — не бриться, ничего — откроешь рот: он побрызгает, тогда уж идешь. Мучился.
«Други игрищ и забав» тоже совсем современная история. Женщина рожает ребенка, а отца и след простыл, и как звать его никто не знает... Скандал в семействе!
— Я его приведу, подлеца, и — носом в пеленки, как кота: вот теперь твое место здесь, здесь...
— Други игрищ и забав нашлись мне... Паразиты.
— Ладно, Костя, — мирно сказала мать. — Не переживай. На кой черт он нам нужен, такой отец... если и найдется! Что, сами, что ли, не прокормим? Прокормим.
Все это прожито, если не вами, то вашими родственниками, знакомыми, соседями, одноклассниками — случается, в общем, на каждом шагу. И как же снести эту горечь без юмора? Да, уж и вовсе невозможно.
Абсолютной феерией выглядит сцена в рассказе «Сапожки». Еще одна история любви деревенского мужика. Который неожиданно для себя и друзей-работяг решает купить жене модельные сапожки. Решение дается нелегко, спустя несколько кружек пива (гомерический хохот вызывает у зрителей бесконечная и реалистичная «очередь за пивом»). И сапожки-то не к месту в деревне, и размер-то не подошел. Но разве это главное? Не это, другое... И осознание того, что настоящий мужчина способен на поступки!
— Это сколько же такие пипеточки стоят?
— Какие пипеточки? — не поняла продавщица.
— Да вот... сапожки-то.
— Пипеточки какие-то... Шестьдесят пять рублей.
Сергей чуть не сказал: «О, ё!..» — протянул:
— Да... Кусаются.
Продавщица презрительно посмотрела на него. Странный они народ, продавщицы: продаст обыкновенный килограмм пшена, а с таким видом, точно вернула забытый долг.
Но, конечно, веселье когда-то заканчивается. Под конец спектакля зрителям предоставили возможность подумать о том, с чем неизбежно столкнется каждый из нас. Memento mori. И перед нами рассказы «Горе», «Как помирал старик» и «Жил человек».
...жил человек. Этот и вовсе трудно жил. Значит, нужно, что ли, чтобы мы жили? Или как? Допустим, нужно, чтобы мы жили, тогда зачем же не отняли этот проклятый дар — вечно мучительно и бесплодно пытаться понять: «А зачем всё?» А зачем всё, зачем! И никуда с этим не докричишься, никто не услышит. Жить уж, не оглядываясь, уходить и уходить вперед, сколько отмерено. Похоже, умирать-то — не страшно.