На правах рекламы:

Все об iPad и iPhone

Главная / Фильмография / «Светлые души» (2014)

«Светлые души» (2014)

Оригинальное название: «Светлые души»
Жанр: лирическая комедия
Режиссер: Сергей Красноперец
Автор: Василий Шукшин
Автор инсценировки: Сергей Красноперец
Художник по костюмам: Сергей Красноперец
Художник-сценограф: Сергей Красноперец, Леонид Пантин
Педагог по вокалу: Валерия Пушкарева
Музыка: Сергей Старостин, Митя Кузнецов
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: Рыбинский драматический театр
Премьера: 16 сентября 2014 года

Московский театральный режиссер Сергей Красноперец, поставивший в Рыбинске спектакль по рассказам Шукшина, так говорит о своей работе: «Спектакль построен как большой-большой разговор. От Руси-тройки, мчащейся в неизвестном направлении, от народа-богоносца, народа с избранной судьбой... по сути, от штампов мы приходим к совершенно другим понятиям, таким, как беспричинная тоска. Тоска экзистенциальная. Например, тоска по воскресеньям — откуда она?.. У героя выясняется: дело в том, что по воскресеньям мы должны быть в храме. А это же давно утеряно. И оттого пусто в душе, тоскливо... Это не православная история — это история духовная. Шукшин писал абсолютно духовные вещи. Но к какому-то определенному жанру пьесу трудно отнести...»

В основе спектакля семь рассказов Шукшина: «Забуксовал», «Светлые души», «Космос, нервная система и шмат сала», «Бессовестные», «Сураз», «Степка», «Верую». Драматическое действие сопровождают русские песни, собранные известным фолк музыкантом Сергеем Старостиным в рок обработке рыбинца Мити Кузнецова. На сцене яркие декорации в стиле наивной живописи от известной художницы Кати Медведевой.

Интервью с режиссером спектакля

Вторая премьера в нашем драмтеатре очень отличается от первой. Это будет спектакль по рассказам Василия Шукшина (в 2014 году исполняется 85 лет со дня рождения) «Светлые души». Ставит режиссёр из московского театра Стаса Намина Сергей Красноперец. Ему слово:

— Мне кажется, что это отзовётся в каждом сердце. Мы знаем Шукшина как таког ошутника-прибауточника, «певца колхозной жизни» с зарисовками русского характера... Но есть и другая сторона Шукшина — та, на которую обычно почти не обращают внимания. Это, прежде всего, глубочайший трагизм, присутствующий в его героях, и обострённая совестливость. В его рассказах есть хрустальная русская душа, а ведь хрусталь прозрачен и многогранен, поэтому и душа преломляется множеством граней, на все лады. Порою, очень тонко и трепетно. И вот эту часть творчества Шукшина часто упускают из виду, а мы решили раскрыть именно космизм, неотмирность, надмирность его героев и сюжетов. Поэтому рассказы взяты довольно серьёзные.

Спектакль построен как большой-большой разговор. От Руси-тройки, мчащейся в неизвестном направлении, от народа-богоносца, народа с избранной судьбой... по сути, от штампов мы приходим к совершенно другим понятиям, таким, как беспричинная тоска. Тоска экзистенциальная. Например, тоска по воскресеньям — откуда она?.. У героя выясняется: дело в том, что по воскресеньям мы должны быть в храме. А это же давно утеряно. И оттого пусто в душе, тоскливо... Это не православная история — это история духовная. Шукшин писал абсолютно духовные вещи. Но к какому-то определённому жанру пьесу трудно отнести...

Под стать всему остальному и музыкальное оформление спектакля. Если театр — вселенная, и Шукшин — вселенная, то и рыбинский музыкант Митя Кузнецов — тоже в этом ряду. В данном случае режиссёр подобрал к спектаклю несколько вещей собирателя старинных русских деревенских песен Сергея Старостина. А тот сказал, что в Рыбинске есть прекрасный фолк-музыкант Митя Кузнецов, которому он может доверить аранжировку этих песен. Равно как и исполнение. Поэтому музыка, пожалуй, на равных с актёрами — «действующее лицо» спектакля...). Ведь зачастую именно музыка — самый прямой путь к сердцу человека.

— Важно лишь услышать мелодию жизни. И музыка очень сильно помогает передать как драму жизни, так и катарсис, очищение, возвышение после переживания, проживания этой драмы. И наивная живопись московской художницы Екатерины Медведевой, использованная в оформлении сцены. И минималистские декорации — это абсолютно распахнутое пространство.

— Немного о названии спектакля... «Светлые души». Зритель ведь будет думать о чём-то, о ком-то конкретном?.. Если есть светлые души — есть и тёмные?..

— Нет, тёмных душ нет. Из диалогов Платона: никто не бывает добровольно дурным и невольно блаженным. Трагизм — да. Но в нём есть смысл, если в нём открывается пространство, космос.

Здесь общаются не персонажи, а просто души, напрямую. Нужно очень много смелости, чтобы на самом деле раскрыться... показать свою обнажённость, незащищённость, ранимость... мы ведь привыкли немножко закрываться от мира и друг от друга. Прятаться. В данном случае всё иначе. И для актёров это было удивительно, ново, это свобода — и это очень большой труд. Каждый актёр существует как поэт своей роли. Первично слово. И вот у нас — у Шукшина — это слово животворящее, слово в высоком евангельском смысле.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.