Главная / Фильмография / «Шукшин. Про жизнь» (2009)

«Шукшин. Про жизнь» (2009)

Оригинальное название: «Шукшин. Про жизнь»
Жанр: трагикомедия
Руководитель постановки: Владимир Гурфинкель
Режиссер: Владимир Гурфинкель
Автор: Василий Шукшин
Хореограф: Татьяна Безменова
Сценография: Ирэна Ярутис
Художник по костюмам: Ирэна Ярутис
Художник по свету: Елена Алексеева
В ролях: засл. арт. России Александр Варавин, засл. арт. России Наталья Орлова, Денис Васьков, засл. арт. России Юрий Соломеин, засл. арт. России Ольга Цинк, Ирина Камынина, засл. арт. России Илья Паньков, засл. арт. России Ольга Цинк, засл. арт. России Ирина Нахаева, засл. арт. России Павел Харин, засл. арт. России Евгений Важенин, засл. арт. России Людмила Трошина
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: Новосибирский молодежный театр «Глобус»
Премьера: 31 октября 2009

Спектакль «Шукшин. Про жизнь» был поставлен режиссером Владимиром Гурфинкелем (Санкт-Петербург) к 80-летнему юбилею Василия Макаровича Шукшина на большой сцене Молодежного театра «Глобус» (Новосибирск). В основу постановки легли одиннадцать спектаклей Василия Шукшина: «Даешь сердце!», «Крепкий мужик», «Билетик на второй сеанс», «Осенью», «Степка», «Демагоги», «Забуксовал», «Космос, нервная система и шмат сала», «Упорный», «Сураз», «Верую!». Главными темами спектакля являются вера, надежда и любовь. Главные герои — это люди, которые ищут смысл жизни, мироустройства, их мучают вопросы веры, добра...

Сам режиссер Владимир Гурфинкель так говорит о спектакле: «Мир все больше и больше подчиняется единообразию. Все становится похоже друг на друга. Перечитывая рассказы Шукшина, прекрасно понимаешь, что эти человеческие типы, эти ни на кого не похожие мужики да бабы — уходящая человеческая натура. Шукшин видит в каждом человеке личность, достойную другой судьбы и другого масштаба жизни. Шукшин пишет про жизнь. В наш пластмассовый век — век фаст-фуда и одноразовой посуды, герои Шукшина уже музейные экспонаты. Слова «стыд», «совесть», «неудобно» мы слышим все реже... Шукшин помогает всем нам возвыситься до простоты и мыслить вечными категориями жизни и судьбы. Сам факт обращения к литературе Шукшина — это всегда потребность сказать что-то от своего имени о времени и о себе».

Отзывы о спектакле

...Конкретности и документальности «Рассказов Шукшина» Херманиса противопоставлена эпичность и абстрактность «Шукшина» Гурфинкеля. Вместо знакомой Катуни тут вненаходимые речные воды, видеоизображение которых прикрывает задник сцены. Декорации минимальны — с потолка свисают доски, которые по необходимости превращаются то в стол, то в скамью. По необъятным просторам большой сцены курсирует паром, служащий то печкой, то избой (сценография и костюмы — Ирэна Ярутис).

Для воплощения одиннадцати шукшинских рассказов («Даешь сердце!», «Крепкий мужик», «Билетик на второй сеанс», «Осенью», «Степка», «Демагоги», «Забуксовал», «Космос, нервная система и шмат сала», «Упорный», «Сураз», «Верую!») Гурфинкель задействовал более сорока актеров — почти всю труппу театра. Режиссер разбил рассказы на фрагменты, из которых выстроил новую картину. Показывая отрывки человеческих историй, он все время возвращал зрителя к заявленным героями проблемам. А проблемы все те же — конфликт деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни. По словам Гурфинкеля, он хотел показать людей неуспокоенного духа, ищущих смысл в мироустройстве. Так, Моня Квасов носится с идеей создания вечного двигателя, Роман Звягин не может успокоиться от осознания того, что Русь-тройка Николая Гоголя везет жулика Чичикова. Знакомые герои неоднократно появляются на сцене, но каждое их появление не приближает разрешение конфликта, напротив, оно лишь усиливает ощущение порочного круговорота жизни без опоры. Из этого беспокойства, этих вопросов без ответа рождается рассказ «Про жизнь».

В оформлении сценического пространства поражает темнота (художник по свету — Елена Алексеева) и тишина — герои выходят из ниоткуда и уходят в никуда, словно теряясь в этом пространстве-времени, так и не осознав себя, не укрепившись, не приземлившись. Они плывут по реке времен, реке жизни, кто-то — по течению, кто-то — против, а кто-то, не найдя опоры и не чувствуя сил плыть дальше, медленно падает на дно. «Жалко. Прожил, как песню спел, а спел плохо. Жалко — песня-то была хорошая» («Билетик на второй сеанс»).

К сожалению, в спектакле присутствует ряд неудачных, совсем не шукшинских мизансцен. Например, приставания Тимофея Худякова к бывшей любовнице Поле Тепляшиной, более подходящие для сцены театра «Кривое зеркало».

В финале все шукшинские «чудики» уехали вдаль на пароме, эхом повторив фразы из своих историй. Это то наследие Шукшина, которое писатель оставил потомкам, это те вопросы, над которыми люди будут биться, пока течет река времен.

Алина Хабирова, «Тайга.инфо».

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.