Оригинальное название: «Пять рассказов Шукшина»
Жанр: литературно-музыкальный моноспектакль
Автор: Василий Шукшин
Режиссер: Борис Фурнэ
В ролях: Владимир Борисов
Музыкальное сопровождение: Владимир Орлов (аккордеон)
Длительность: 1 час 50 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: Московское содружество актеров и музыкантов «Золотой лев»
Премьера: 2004 год
Шукшин. «Нечаянный выстрел». Mp3 (19.6 Мб)
Музыкальный моноспектакль «Пять рассказов Шукшина» был поставлен в первой половине 2000-х годов в Санкт-Петербурге по рассказам Василия Шукшина: «Волки», «Дядя Ермолай», «Жена мужа в Париж провожала», «Суд», «Как помирал старик». Актер Владимир Борисов вспоминает: «В 2004 году в Бийске, в ДК напротив гостиницы "Восток" я читал всю эту программу и даже сверх того ещё и "Стёпку". И к этому времени спектакль уже игрался в Санкт-Петербурге, только вот дату первого представления я восстановить не могу. Как таковой премьеры не было, а был просто случай: тогдашний директор арт-кафе "Подвал бродячей собаки" в СПб, ныне покойный, Владимир Склярский разрешил попробовать почитать эти рассказы в своём заведении (он с группой сподвижников восстановил эту историческую литературно-театральную площадку). И вдруг — сработало, и спектакль уже существует больше 12 лет, и сейчас всё больше приходит молодых зрителей».
Писатель Василий Иванович Белов, лично знавший Василия Шукшина, говорил, что голос Владимира Борисова очень напоминает голос самого Шукшина. Сам актер так об этом вспоминает: «В 1999 году, за несколько лет до "Бродячей собаки", я послал ему в Вологду магнитофонную кассету с самодельными (ночью на кухне у себя записал) записями нескольких рассказов В. Шукшина. Неожиданно скоро пришёл ответ, и там были такие слова: "...Прослушал я первый рассказ, второй выключил... Не могу слушать Ваш голос, он похож на голос Шукшина, словно Макарыч воскрес и говорит со мной..." Я когда-то рассказал об этом, и с тех пор в Интернете засело, что якобы Белов видел спектакль, а этого не было. Хотя он ещё написал: "Чтение Ваше великолепно". Конечно, я был рад — и тогда, да и сейчас этим горд, но — для себя, по-тихому».
* * *
Владимир Борисов рассказывает: «24 июля 2009 года с бийским баянистом мы играли в Сростках, в новом ДК. Из шести записей этого дня в книге отзывов самой лестной, пожалуй, была последняя: "...Настроение именно В.М. Шукшина, а интонации коренных сростинцев. Удачи! Спасибо!
Сростки. Барнаул. АГАУ».
Награды
В феврале 2009 года на Международном фестивале моноспектаклей «Монокль» в Санкт-Петербурге Владимир Борисов за спектакль получил диплом «За чистоту художественного слова».
В ноябре 2009 года на VII Международном театральном форуме «Золотой Витязь» в Москве актер Владимир Борисов за спектакль получил награду за лучшую мужскую роль в категории «Малая форма» и диплом за лучший спектакль.
О спектакле
«Открытием VII Международного театрального форума "Золотой Витязь" стал питерский актер Владимир Борисов, получивший сразу несколько высших наград: "Золотого Витязя", награду за лучшую мужскую роль в категории "Малая форма", диплом за лучший спектакль. Хотя сам Борисов, по его собственному признанию, не рассчитывал на подобный успех. Но талант его был настолько очевиден, что спектакль "Пять рассказов Шукшина" стал настоящим откровением. Зрители, которым посчастливилось быть на этом представлении, долго не отпускали актера со сцены, аплодируя ему стоя. Борисов мастерски перевоплощался в шукшинских героев, таких разных, но и похожих, страдающих, мятущихся, ищущих смысл жизни. И вместе с его героями зал плакал и смеялся».
Бадякина Е. «Против шабаша». «Литературная Россия», № 47, 2009.
«Это все сделано тонко, проникновенно, с болью человека, исполняющего эти рассказы, за ту Россию, которую мы все потеряли. Поэтому доходит до сердца — эти простые истории о простых русских людях».
Николай Петрович Бурляев, президент VII театрального форума «Золотой Витязь»
Лариса Даутовна Ягункова в 2008 посмотрела спектакль в Центральном Доме журналиста в Москве, и появилась заметка в «Правде».
О театре Владимира Борисова
Владимир Борисов — актер, который нашёл свой литературный материал и стал первоклассным его интерпретатором. Это не совсем театр одного актера, потому что партнером Борисова обязательно становится музыкант — концертмейстер, аккордеонист, но все-таки это театр «единой воли», единого дарования. Борисов читает стихи и прозу, чаще прозу, по преимуществу, русскую и еще уже — прозу авторов XX века- Варлама Шаламова, Василия Шукшина и других писателей из той же когорты страстотерпцев, глубоких и честных художников ушедшего века.
Сказать про исполнение Борисова, что он «читает» — неточно, хотя, как правило, он выходит на сцену в строгом концертном костюме. Сказать «играет» — значит, умалить правдивость этого театра. Талант Борисова кроется в понимании и проникновении. Он безупречно владеет словом и интонацией, и в его, казалось бы, эстрадном по первому впечатлению «чтении» проступает та подлинность жизни, которая характерна, например, для творчества Шукшина. Сегодня существует театральный канон Шукшина, по нему это писатель уровня бытового фельетона. Борисов вступает в спор с таким прочтением прозы Шукшина.
Актеру не нужно переодевание, обстановка, реквизит, чтобы передать атмосферу шукшинских мест и шукшинского времени. Основное выразительное средство актера — голос. Борисов не злоупотребляет комедийными красками, поскольку он ощущает в наблюдениях и заметках писателя отражение народной драмы в самом широком смысле.
Неоднократно наблюдая за публикой на спектаклях Борисова, я убеждалась в том, что сегодняшняя аудитория живо и непосредственно откликается на такого нестандартного Шукшина — не рассказчика анекдотов, а человека, писателя, художника, выстрадавшего право говорить от имени и во имя народа.
Выступления Борисова всегда продуманы до каждого жеста, в них выверена композиция, продуман общий сюжет, переходы от одного рассказа к другому, найдены точные акценты, осмыслены паузы. И сердцем, и голосом актер рисует портреты многочисленных героев Шукшина — простых людей провинции, «глубинки», которых волнуют «вечные» вопросы, загадки быта и бытия, которые умеют радоваться, страдать, терпеть, умирать.
В исполнении Владимира Борисова Шукшин, Шаламов и другие, тщательно отобранные, не раз перечитанные авторы, становятся в ряд великой русской литературы, наравне с И. Тургеневым, Н. Лесковым, М. Горьким.
В лице В. Борисова «чтецкий» театр имеет серьезного, артистичного хранителя и пропагандиста духовных ценностей, завещанных нашей литературой и нашим театром.
Горфункель Елена Иосифовна,
театральный критик, кандидат искусствоведения,
профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства,
лауреат премии им. А. Кугеля.
9 октября 2014, Санкт-Петербург.