Оригинальное название: «Простая история»
Жанр: мелодрама
Формат: черно-белый
Режиссер: Юрий Егоров
Автор сценария: Будимир Метальников
Актеры: Нонна Мордюкова, Михаил Ульянов, Василий Шукшин, Даниил Ильченко, Валентина Владимирова, Ирина Мурзаева, Алексей Миронов, Борис Юрченко, Олег Анофриев, Нина Белобородова, Валентин Брылеев, Татьяна Бабанина, Мария Виноградова, Иван Жеваго, Владимир Смирнов, Нина Сазонова, Клавдия Кощленкова, Анна Коломийцева
Оператор: Игорь Шатров
Композитор: Марк Фрадкин
Текст песен: Николай Доризо
Песню исполнила: Валентина Левко
Звукорежиссер: Валентин Хлобынин
Художники-постановщики: Марк Горелик, Сергей Серебренников
Художник по костюмам: Эльза Рапопорт
Монтаж: Галина Шатрова
Длительность: 1 час 30 минут
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: киностудия имени Горького
Год: 1960
Премьера: 24 сентября 1960
Александра Потапова на войне потеряла мужа. Она посвятила свою жизнь колхозу. Ее бескомпромиссность и прямота была не очень приятна односельчанам, но они все-таки выбрали ее председателем колхоза. Неожиданная любовь к секретарю райкома Данилову сделала ее жизнь счастливой, но вместе с тем принесла много трудностей.
Исполнительница главной роли Нонна Мордюкова говорила, что в образе своей героини она постаралась передать впечатления своего детства, когда ей приходилось видеть многих женщин со схожей судьбой.
О съемках фильма
Это тот редкий случай в нашем кинематографе, когда роль главной героини писалась специально под актрису. И пример того, как этот расчет себя оправдывает. Сочинив бесхитростный сюжет о вдове-солдатке, живущей в бедном колхозе и ставшей его председателем, о ее друзьях и недругах, Будимир Метальников, который уже вскользь затрагивал деревенскую тему в сценарии к фильму «Отчий дом», не мудрствуя лукаво, назвал фильм «Простой историей».
После просмотра фильма «Отчий дом» (1959), где Нонна Мордюкова играла роль Степаниды и от имени героини, бывшей председателем колхоза, произносила монолог, директор киностудии имени Горького обратился к сценаристу Будимиру Метальникову: «Вот вам и следующий сценарий — как эта женщина председательствовала, о чем болела ее душа». Эта идея очень понравилась, и работа закипела.
В силу эмоциональности натуры актриса просто не могла спокойно ждать, когда будет готов сценарий, и активно «что-то подсказывала, рассказывала про своих земляков...» Тем более, что многие черты Саши Потаповой были присущи и ее маме, Ирине Петровне, которая славилась по всей Кубани как лучший председатель колхоза.
И поэтому ей с семьей частенько приходилось переезжать из одного колхоза в другой, налаживая хозяйство. «И только она получала переходящее Красное знамя, мы снова собирали пожитки, и ехали дальше, — вспоминает дочь. — А люди плакали: «Петровна, не уезжай!»
Таким эпизодом Метальников и закончил сценарий, который актриса читала еще в черновиках, сразу активно обсуждая. Уже после выхода картины многие из зрительниц никак не могли успокоиться, что такая замечательная женщина — и одна.
А Мордюкова стоит на своем: это точно схваченный образ. Ведь тогда только закончилась Великая Отечественная война, и множество вдов осталось по всей стране. «И Саша стала рупором, посвящением этим женщинам, — говорит актриса. — Она — выдуманный автором образ, но рожденный с вдохновением».
По словам Нонны Викторовны, режиссер Юрий Егоров при любознательности, порывистости и незлобивости характера «совсем не был вооружен материалом» и совершенно не знал колхозной жизни, «и ему повезло, что рядом была я». Попав в родную стихию, актриса постоянно что-то советовала и предлагала, а Егоров «поднимал палец к небу и возвещал: «Сейчас я подумаю, нужно ли этот кусок вставлять!» Потом хохотал, аплодировал и говорил: «Берем!»
После выхода картины наши женщины просто завалили Мордюкову письмами: ну почему герои не смогли остаться вместе? И она бросилась к сценаристу с идеей снять вторую серию. А Метальников возмущенно ответил: «Вы с ума сошли? Не так давно война кончилась, люди еще похоронки получают. Ну одну мы пристроим: пара получилась бы хорошая, союз удачный... А как же другие вдовы?»
Молодого возлюбленного Саши играл Василий Шукшин. Мордюкова не скрывает, что он, тогда еще холостой, нравился многим женщинам, «но в симпатии выбрал меня». Правда, с течением лет Нонна Викторовна слегка подредактировала эту часть воспоминаний.
В своих мемуарах «Не плачь, казачка...» Мордюкова откровенно рассказала о любви, что вспыхнула у нее на съемках этого фильма к партнеру Василию Шукшину: «Я хорошо помню его, начинающего, молоденького, холостого, вольного, ничейного и для всех... Радость какая, думала я, какая радость — вот человек!.. И, если уж быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда...
Как трудно бывает иногда нам, женщинам, когда есть муж и сын, а в тебе молоточком стучит воспоминание о ком-то другом!..»
А в картине Саша Потапова со всего замаха тяжелой руки бьет своего возлюбленного Ваньку Лыкова (Шукшина), выгоняя из избы и из своего сердца: «За что?» — «За все!.. За любовь!.. За ласки!.. За подлость твою!.. За папашу твоего поганого!»
Потому что непрошено вошел в ее жизнь новый секретарь райкома Данилин. Саша понимает — она ему не ровня, и гордость не дает ей сделать первый шаг. А что же удерживает партийного начальника? Для зрителя это так и останется загадкой, хотя ясно, что и она ему далеко не безразлична.
Когда-то она о той влюбленности говорила так: «Мы уже начинали заниматься гримом, а я все подсчитывала, когда же начнется экспедиция и появится Вася. Мы жили общежитием, и я, не скрою, всегда безошибочно узнавала скрип Васиных кирзовых сапог, всегда угадывала, в какую комнату он вошел».
И продолжала: «Трудное было для меня время. Вася был со всеми одинаков, а я хотела, чтобы он почаще бывал со мной. И, не отрываясь, следила за каждым его жестом, ловила каждое его слово. И, если уж быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда».
Шукшин даже сценарий сулился специально для нее написать об очередной трагической женской судьбе. Но с группой он особенно не общался. Его интересовали деревенские жители, рассказы которых тщательно записывал в школьные тетрадочки.
Во время съемок Шукшин сделал Мордюковой предложение. «Я видел ее профиль на скифских вазах», — сказал он Нонне Мордюковой
Снимали фильм в деревне Лепешки под Пушкино. Актеров расселили по хатам. Мордюкова поселилась вместе со вторым режиссером Клеопатрой Сергеевной Альперовой. Шукшин частенько у них засиживался в гостях, «и прямо в солдатской гимнастерке спал на полу — ложился на спину, подушку под голову, руки за ремень и без храпа тихонечко засыпал».
Когда он сделал Нонне предложение, она отказалась — «у меня был Тихонов». Так в жизни почти в точности повторился сюжет «Простой истории», только несвободной была героиня: «Слава Богу, роль у Васи была небольшая, и он недолго пробыл в экспедиции. Острый, болезненный для меня момент прошел благополучно. Как трудно иногда бывает нам, женщинам, когда есть муж и сын, а в тебе молотком стучит воспоминание о ком-то другом...»
Маму Саши Потаповой играла Ирина Мурзаева. Об этой актрисе Мордюкова и сегодня говорит только в превосходных степенях: «Это была наша отрада, чудо из чудес! Раскрепощенный, нескончаемо интересный человек, безумно талантливая актриса. Если бы все были такими, как она и моя мама, мы бы летали бы на крыльях, жизнь была бы намного легче и справедливее».
Самыми напряженными и драматичными в фильме стали эпизоды молчаливого диалога Мордюковой и Ульянова, в котором «говорят» только их глаза.
Казалось, в темноте убогого домишки Данилин вот-вот решится!.. Но зажегся свет, разорвав зачарованность момента, и развел их опять в разные стороны. И Саша, изо всех сил сдерживая выступающие слезы, нарочито бодро скажет ему на прощание: «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч! Но не орел!» Так и не сложится счастье председателя Потаповой...
Но когда от имени Данилина ее позовут на повышение, и сердце откликнется готовностью, увидит она глаза собравшихся сельчан — тех, с кем нещадно ругалась, тех, с кем работала от зари до зари и радовалась маленьким победам, — и поймет, что не может их оставить. Даже взамен на надежду устройства личной жизни. Вот такая простая история!..
И хотя картина не получила официальных наград, ее до сих пор любит зритель и часто показывает телевидение.
После бешеного успеха фильма Нонне Мордюковой выделили, наконец, комнату в коммуналке. И хотя через них 11 лет ходила другая семья, но это было свое жилье. Но предложений сниматься любимая народом актриса в расцвете сил и таланта не получала еще 4 года.
Интересные факты
Фильм занимает 48-е место в истории советского кинопроката по популярности.
* * *
Песня Марка Фрадкина на стихи Николая Доризо «Песня о любви» («Жить без любви наверно просто, но как на свете без любви прожить...») в исполнении Валентины Левко стала по-настоящему народной.
* * *
В 1973 году Нонна Мордюкова получила за участие в фильме Государственную премию имени братьев Васильевых.
Цитаты из фильма
«Все вы, мужики, — пьяницы!»
* * *
«За всё!..За любовь!..За ласки!..За подлость твою!..За папашу твоего поганого!..»
* * *
«Хороший ты мужик, но не орёл. Нет, не орёл!»
* * *
«Еще раз так пошутишь — всю голову оторву вместе с ушами!»