Главная / Фильмография / «Милые люди» (2013)

«Милые люди» (2013)

Оригинальное название: «Милые люди»
Жанр: спектакль, лирическая комедия
Руководитель постановки: народный артист РФ Рифкат Исрафилов
Режиссер: народный артист РФ Рифкат Исрафилов
Художник-постановщик: заслуженный деятель искусств Тан Еникеев
Музыкальный руководитель: заслуженный работник культуры РФ Тамара Пикулева
Балетмейстер-постановщик: заслуженный артист РФ Олег Николаев
В ролях: Борис Круглов, Алсу Шамсутдинова, Диана Круглова, Сергей Кунин, Сергей Шахмуть, Наталья Панова, Татьяна Вдовина, Дмитрий Воропаев, Альбина Демченко, Антон Костин, Сергей Тыщенко, Лариса Толпышева, Надежда Величко, Андрей Лещенко, Владимир Бухаров, Наталья Панова, Максим Меденюк, Зинаида Карпович, Александр Папыкин, Юрий Труба, Максим Калитов, Виктория Брун, Мария Губанова
Длительность: 2 часа 30 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: Оренбургский государственный драматический театр имени М. Горького
Премьера: сентябрь 2013

Спектакль поставлен народным артистом России Рифкатом Исрафиловым по мотивам рассказов известного советского писателя Василия Макаровича Шукшина. Герои этих рассказов — обычные деревенские жители. У каждого из них свои мечты, свои радости, свои горести. Но Шукшин не является простым бытописателем, все намного сложнее. Его герои находятся в вечном поиске, совершают иногда необъяснимые поступки. Например, простой рабочий Андрей вдруг увлекается микроорганизмами, которые можно увидеть только через микроскоп, старик Глухов решил жениться, другой дед мечтает купить новую балалайку, а старуху Маланью неожиданно сын зовет в Москву, Степан решил сбежать из тюрьмы, чтобы просто подышать родным воздухом. Что же происходит в душе этих простых людей?

О спектакле

Милые люди с разумной душой

Премьера спектакля в инсценировке и постановке Рифката Исрафилова «Милые люди» состоялась на прошлой неделе в областном театре драмы. Спектакль, созданный на основе нескольких рассказов Василия Шукшина, посвящен памяти Михаила Ульянова. В постановке задействована почти вся труппа театра.

Милые люди, странные люди или просто чудики? До Шукшина такие герои редко попадали в поле зрения писателей. Кто-то считал его писателем комическим. Сам он признавался: «Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа!»

Именно такое прочтение шукшинских персонажей, вечную неутоленность русской души, которая никогда не сможет жить хлебом единым, как мне показалось, и попытался донести до зрителя автор постановки. Подумаешь, так ли сложно оживить короткие рассказы, лирические истории? Если цель — насмешить зрителя, того, которого в противном случае в театр не заманишь, пожалуй, да. Но свести все это в многосоставную философскую притчу, дойти до первопричин происходящего — задача не из легких. Тем более что мир шукшинских героев многим представителям нынешнего поколения незнаком вообще, а теми, кто постарше, возможно, подзабыт. Спасибо, что по ТВ показывают время от времени «Калину красную», а в школьной программе оставили несколько произведений Василия Макаровича.

Ошибка в восприятии героев почти предсказуема. Вот Андрей Ерин (заслуженный артист РФ Борис Круглов), на последние деньги купивший микроскоп, — он кто? Деревенский дурачок, которого жена почем зря лупит кочергой? Или деревенский мыслитель, пытающийся докопаться до правды жизни? И то и другое в образе, созданном Кругловым, прочитывается довольно ясно. Эта сцена по трогательности и напряженности напоминает фильм «Любовь и голуби», где дочь (в «Милых людях» — очаровательная Диана Круглова), так же жалеет романтика-отца, увлеченного голубями в ущерб домашнему хозяйству.

Удачным ходом стали сквозные персонажи. Местный алкаш (Сергей Кунин) появляется всегда к месту и доводит любую ситуацию до крайности. Актер будто создан для этой роли и выглядит абсолютно естественно.

— И остается от человека триста грамм... — пугает он бабку Маланью, которая собралась лететь к сыну, авиакатастрофами, протягивая ей трехсотграммовую кружку. Чекушка фигурирует в каждой сцене, но насколько это уместно — вопрос к Шукшину.

— Это ужасно, как теперь много пьют, — говорит один из его героев. — Как взбесились! Семьи рушатся, судьбы ломаются. И ведь что удивительно: не с горя пьют, какое горе! Так — разболтались.

Сегодня тем более трудно на это что-то возразить.

А как иронично он описал так называемое падение нравов. «Привет Сивому» — одна из наиболее ярких частей спектакля, особенно в исполнении Альбины Демченко, Петра Шуткина и Дмитрия Воропаева. Похотливые ужимки, выраженные с помощью хореографии, доносят до нас авторский текст не хуже, чем если бы за сценой звучал голос самого Шукшина. А заедающая пластинка в конце выносит вердикт: пошлость и гармония несовместимы. Если говорить о другом актерском составе, то Лейла Гусейнова в роли дамы легкого поведения и Максим Меденюк в образе ее приятеля выглядят не столь убедительно. Просто в силу других природных данных. Зато Лейла просто великолепна в роли немой — еще одного сквозного персонажа, воплотившего, на мой взгляд, главный смысл творчества Шукшина — любить и творить добро. Потому и воспринимается она чуть ли не деревенской сумасшедшей. Конечно, разве будет нормальный человек одинаково всех любить, всем улыбаться и сочувствовать? Это же князь Мышкин какой-то получается...

Максим Меденюк с неистребимым благородством на лице тоже гораздо убедительнее в положительном образе — сельского участкового. Он смог наполнить его даже более глубоким содержанием, человеческим сочувствием, чем это дано Шукшиным. Если помните, из тюрьмы, не отсидев каких-то трех месяцев, сбегает Степка. Потому что «сны замучили — каждую ночь деревня снится». Не выдержала русская душа тоски по родине. На пир по поводу возвращения собирается вся деревня (а в спектакле это участники всех его сцен), и разворачивается настоящее деревенское веселье с песнями и плясками. А участковый и сам не рад, что вынужден вмешаться, и душой болеет за безумца.

Сцены объединены не только сквозными персонажами, связующим звеном выступают довольно продолжительные по времени музыкально-хореографические номера. В спектакле звучат русские народные и современные авторские песни в исполнении артистов театра и студентов ОГИИ имени Ростроповичей. И если даже эти номера несколько затянуты, а современные молодежные ужимки не всегда сочетаются с подчеркнуто простыми ситцевыми платьицами и косоворотками а-ля тридцатые годы прошлого века (а Шукшин писал в конце 60-х), ностальгическое настроение и атмосферу сельского праздника они создают однозначно.

Но самые сильные образы, как мне кажется, получились у актеров старшего поколения. Как покойников выносят на сцену Антипа Калачикова (Сергея Тыщенко) и его жену Марфу (Ларису Толпышеву). Остались старики одни и готовы похоронить себя заживо. Марфа крутит веретено, и это действие будто подчеркивает однообразие их жизни. И еще звук — назойливо жужжащей мухи. Так же уныло выполняет Антип свою работу шорника — она тоже скоро будет никому не нужна. А ведь как он на балалайке играл — самородком называли!

— У меня тоже душа есть, ей ведь тоже попрыгать, побаловаться охота! — обращается он к Марфе со словами, которые так или иначе звучат из уст многих шукшинских персонажей.

Он надевает красную косоворотку (один из символических предметов в спектакле), достает балалайку, под звуки которой пускается в пляс и согбенная Марфа. Но вот что-то стрельнуло у нее в пояснице — она садится. И муха опять заводит свою тоскливую песню.

В центре истории «Бессовестные» тоже стариковские судьбы в исполнении замечательных артистов театра — заслуженной артистки РФ Надежды Величко, народного артиста РФ Андрея Лещенко (во втором составе заслуженного артиста РФ Владимира Бухарова) и Натальи Пановой.

— Как охота на старости лет в тепле и покое пожить, — восклицает старуха Отавина (Панова), услышав, что старик Глухов ее сватает. Она сбрасывает толстую стариковскую сбрую, платки и кофты, как луковичную кожуру, и на глазах становится стройнее и моложе. А потом собирает все это в узелок, показывая готовность прямо сейчас идти в «тепло и покой».

И совершенно неподражаемой получилась теща из истории «Мой зять украл машину дров» у заслуженной артистки РФ Зинаиды Карпович. Ее персонаж — полная противоположность безрассудным романтикам. И в то же время это еще один типаж русского человека, способного и кляузу на ближнего написать или в тюрьму отправить, если захочется. Дочь купила внеплановую шубу, а зять недоволен? Так мы его накажем! Но и зять, маленький вроде человек, готов побороться за свои права, прорываясь сквозь стену равнодушия. Он достает все ту же символическую красную рубаху и решается на бунт.

Когда герой не выдуман, — говорил Шукшин, — он не может быть только нравственным и только безнравственным. Так же трудно однозначно оценивать «Милых людей», размышляя над смыслом песен, особенностями хореографии, уместностью тех или иных предметов на сцене. Или сочетанием портретов с доски Почета с иконами. Важно, что спектакль, как когда-то и сам Шукшин, сумел задеть зрителя за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить: что с нами происходит?

Валентина Соколова, «Южный Урал»

 
 
Яндекс.Метрика Главная Новости Обратная связь Книга гостей Ресурсы
© 2008—2017 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.