На правах рекламы:

Книга печи камины бани, печи камины для бани и сауны

Главная / Фильмография / «Комиссар» (1967)

«Комиссар» (1967)

Оригинальное название: «Комиссар»
Жанр: военный, драма, экранизация
Формат: черно-белый
Режиссер-постановщик: Александр Аскольдов
Режиссеры: В. Левин, В. Григорьев, Л. Прилуцкая
Авторы сценария: Александр Аскольдов, Василий Гроссман
Актеры: Нонна Мордюкова, Раиса Недашковская, Ролан Быков, Василий Шукшин, Людмила Волынская, Люба Кац, Дима Клейман, Павлик Левин, Марта Браткова, Отар Коберидзе, Игорь Фишман, Леонид Реутов, Валерий Рыжаков, Виктор Шахов
Главный оператор: Валерий Гинсбург
Операторы: Е. Сенков, А. Мачильский, И. Миньковецкий, А. Зенян
Композитор: Альфред Шнитке
Звукооператоры: В. Шарый, Е. Базанов, Л. Беневольская
Художник-постановщик: Сергей Серебренников
Художник по костюмам: Яков Ривош
Художник по гриму: Н. Горчакова
Художники по декорациям: А. Иващенко, Г. Иващенко
Монтаж: Наталья Логинова, Светлана Ляшинская, В. Исаева
Директор: Б. Докучаев, Галина Белинская
Длительность: 1 час 49 минут
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: киностудия имени Горького
Год: 1967
Премьера (мир): 17 июня 1988
Сборы в США: $388 029

Фильм снят по одному из ранних рассказов Василия Гроссмана «В городе Бердичеве». Максим Горький назвал этот рассказ одним из лучших, написанных о Гражданской войне. Василий Шукшин сыграл в нем командира полка.

Сюжет

События фильма происходят в самый разгар Гражданской войны. Красная армия заняла один из небольших городков на юге страны. Бердичев — небольшой ремесленный городишко, находится в стороне от всех событий. Жизнь в нем течет спокойно и размеренно. Неожиданно выясняется, что комиссар Красной армии Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова), жесткий и непреклонный командир, беременна. Комбриг в растерянности: «Что мне теперь, под трибунал тебя отдавать?..» Женщину на последнем месяце беременности поселили в многодетной семье евреев. Отца семейства — жестянщика Ефим Магазанника играет Ролан Быков. Он создает удивительный образ. Скрывать у себя в доме комиссара Красной армии, когда в город вот-вот должны войти белые, — для этого надо быть героем. Бедный жестянщик совсем не похож на героя, но он уговаривает только что родившую ребенка женщину остаться у него в семье, прекрасно понимая, что ему грозит смертельная опасность.

Интересные факты

Картина сразу же была запрещена к показу. Режиссер Александров Аскольдов был исключен из партии и изгнан из Союза кинематографистов за профнепригодность, ему было запрещено участвовать в киносъемках в качестве режиссера и помощника режиссера. На него даже завели уголовное дело за растрату государственных средств (позднее закрытому благодаря заступничеству актеров, снимавшихся в фильме). Картину хотели уничтожить. Сохранилась она случайно, благодаря заместителю Суслова Степана Гаврилова. В 1986 году Аскольдов восстановился в партии и пытался добиться показа фильма, за что вновь был исключен с формулировкой «за несоответствие ленинским нормам». «Комиссар» оставался запрещенным даже тогда, когда все остальные советские фильмы, запрещенные советской цензурой, уже были выпущены в прокат.

На Московском кинофестивале в 1987 году председатель Союза кинематографистов, замечательный режиссер Элем Климов, отвечая на вопрос кого-то из иностранных гостей, все ли запрещенные фильмы были показаны, ответил утвердительно. Аскольдов пробился к микрофону со своим: «Нет, позвольте». Разразился скандал. На следующий день Аскольдова разбудили поздно ночью, попросили срочно подготовить премьеру, выяснилось, один из гостей фестиваля был на приеме у Горбачева и сказал, выступил такой вот человек, и мы заинтересовались, что за фильм-то за такой? Фильм был показан при забитом иностранцами зале, без перевода. Показ завершился неистовыми овациями. Фильм был выпущен в ограниченный прокат, его показали по телевидению, он получил полтора десятка международных и отечественных наград и сейчас считается общепризнанным шедевром советского кинематографа.

Впервые показан в США на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1988 году. Единственный советский фильм, который был в широком прокате в США-прошел в 126 городах Америки

Награды, номинации и фестивали

1988 — Гентский международный кинофестиваль, лучший режиссер.

1988 — Берлинский кинофестиваль, конкурсная программа, Серебряный Медведь — специальный приз жюри.

Приз ФИПРЕССИ.

Приз имени Отто Дибелиуса международного евангелического жюри.

Приз Международной Католической организации в области кино.

1989 — Ника за 1988 год.

Лучшая мужская роль (Ролан Быков).

Лучшая роль второго плана (Раиса Недашковская).

Лучшая операторская работа (Валерий Гинзбург).

Лучшая музыка (Альфред Шнитке).

Гран При, Международный Кинофестиваль, Иерусалим, Израиль.

Гран При, Международный Кинофестиваль, Кемпер, Франция.

Гран При, Золотой дельфин, Международный Кинофестиваль Троя, Сетубаль, Португалия.

Гран При Международного Фестиваля Еврейского Фильма, Сан-Франциско, США.

КРО-киноприз Католического радио и телевидения, Нидерланды.

Приз «Звезда года — золотая роза», газета «АЦ», Мюнхен, ФРГ.

Приз кинокритиков ГДР: Абсолютно лучшему фильму 1989 года на экранах ГДР.

«Комиссар» признан «Фильмом года» в ФРГ, Швейцарии, Швеции и ГДР, а также «Самым успешным русским фильмом на экранах ФРГ после Второй мировой войны».

Нонна Мордюкова за фильм «Комиссар» названа среди десяти лучших актрис XX века (Британская энциклопедия, Лондон, раздел «Кто есть кто»).

Фильм «Комиссар» имел торжественный показ в Конгрессе США.

Александр Аскольдов избран почетным членом Международной киноорганизации Всемирного совета церквей — Интерфильм.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Новости Обратная связь Книга гостей Ресурсы
© 2008—2017 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.