Оригинальное название: «Энергичные люди»
Жанр: сатирическая повесть для театра
Руководитель постановки: Павел Хомский
Режиссер: Павел Хомский
Автор: Василий Шукшин
Художник: Борис Бланк
В ролях: Анатолий Васильев, Лариса Кузнецова (Маргарита Шубина), Александр Голобородько (Геннадий Коротков), Сергей Виноградов (Владимир Сулимов), Валерий Сторожик (Андрей Межулис), Владимир Горюшин (Юрий Черкасов), Евгений Ратьков (Сергей Зотов, Яна Львова (Лилия Волкова)
Художник по костюмам: Виктория Севрюкова
Длительность: 2 часа 30 минут (с антрактом)
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: государственный академический театр имени Моссовета, Москва
Премьера: 21 января 2016 года
Спектакль поставлен по сатирической повести «Энергичные люди», написанной известным советским писателем Василием Макаровичем Шукшиным в начале 1974 года. Произведение является первой из трех пьес, написанных Василием Шукшиным специально для театра. Впервые спектакль по этой повести был поставлен летом 1974 года в БДТ в Ленинграде режиссером Георгием Товстоноговым. В той постановке принимал участие сам Василий Шукшин.
В театре имени Моссовета спектакль поставлен художественным руководителем театра, одним из самых известных и востребованных российских режиссеров Павлом Хомским. Сценографию для спектакля создал выдающийся российский театральный и кино-художник Борис Бланк. Он работал над оформлением знаменитых советских фильмов — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Гори, гори, моя звезда», «Мой ласковый и нежный зверь» и многих других. Художник по костюмам Виктория Севрюкова в свое время создавала костюмы для постановки «Рассказы Шукшина» на сцене московского Театра наций. В 2010 году за эту работу она получила «Золотую маску».
Сюжет
Персонажи сатирической повести — эти так называемые «энергичные люди», люди, привыкшие хорошо устраиваться в жизни, при помощи разного рода махинаций они в условиях развитого социализма Советского Союза умудрялись жить в относительной роскоши, ловчили, нарушали закон, но при этом выходили «сухими из воды». Их можно назвать советскими «бизнесменами». При всей их видимой меркантильности в них иногда просыпается тяга к чему-то хорошему и доброму. Главный герой постановки Аристарх Кузькин, один из таких ловких людей, неожиданно оказывается в очень неприятной ситуации. Его супруга Вера, случайно узнав о его изменах, решает отомстить. Она пишет письмо в прокуратуру, в котором подробно рассказывает обо всех махинациях мужа. Кузькин собирает своих знакомых, чтобы посоветоваться с ними, как убедить Веру не отправлять злосчастное письмо...
О спектакле
В Театре имени Моссовета сыграли «Энергичных людей» Василия Шукшина
«Сатирическая повесть для театра», как назвал ее сам писатель, рассказывает о 1970-х, все-таки не безосновательно прозванных застойными. В последний год своей жизни, в 1974-м, Василий Макарович принес пьесу в БДТ. Реакция Товстоногова не была однозначной, история о работниках торговли периода тотального дефицита показалась ему не лучшим опусом великого современника. Он окрестил пьесу фельетоном. Спектакль тем не менее создал. Яркий, острый, искрометный и просуществовавший с аншлагами до конца 80-х. Публика, привыкшая к прилавкам с одним сортом сыра, горой маргарина, украшенного спичками под «ежика», и синей птицей с педикюром, выдававшей себя за курицу, по-детски радовалась разоблачению вороватых деляг, допущенных к торговой кормушке. Опередив показательное дело Елисеевского магазина, вскрыв круговую поруку мошенничества, памфлет Шукшина казался злободневным и смелым. Великолепные актерские работы вывели шедевр Товстоногова на вневременной уровень: Евгений Лебедев — «голубь» Аристарх — многие годы блистал с бенефисным отрывком из «Энергичных людей» в концертном исполнении.
Павел Хомский решил вспомнить времена сорокалетней давности. Хотя сценографически задокументированы 90-е — видимо, потому что нынешнему поколению они памятнее. Пространство простроено скрупулезно: нутро добротного сруба, слева — дверь в домашнюю баньку, в предбаннике — самовар на деревянном столе и подносы с яркими цветами, справа — уголок гостиной с коврами, богатой мебелью, мягким диваном и васнецовскими «Богатырями» в массивной раме. В окно второго этажа видны есенинские березки на фоне голубого неба. В хрустальных люстрах отсвечивается красный пиджак героя и напыщенные наряды героини. Наваждением звучит хит Владимира Маркина «Сиреневый туман».
В доме живут Аристарх Петрович Кузькин и жена его Вера Сергеевна. «Он и она — из торговой сети, он даже что-то вроде заведующего, что ли, она — продавщица ювелирного магазина», — о чем сообщает голос «за кадром». У хозяина собираются приятели — воротилы разного калибра, чтобы весело провести время. Градус веселья напрямую связан с количеством спиртного: что, как и из чего пить обсуждают подробно. Но — незадача: супруга обнаружила доказательства любовных похождений мужа (пудра на пиджаке, записка в кармане) и решила отомстить с особой жестокостью. Настрочила письмо прокурору о спекуляциях Аристарха и товарищей. Отправить — не отправила, но копию мужу подбросила. Мужиков словно подменили — угроза ареста вывернула их сладкую жизнь наизнанку. Преступники мечутся от заискиваний перед возможной истицей до мыслей о ее физическом уничтожении.
Режиссеру хотелось обличить спекулянтов, а заодно показать, что воровство как порок живуче в каждом поколении и никуда не девается, а даже приумножается. Хапуги Салтыкова-Щедрина и аферисты Гоголя, да и «великий комбинатор» — агнцы по сравнению со своими потомками, виртуозами коррупции и обладателями валютных счетов. До подлинного разоблачения театр не дошел: не хватило концентрации, которая делает страсти основой вневременного типажа, а пороки сгущает до символов. Развитое общество живет «инициативой энергичных людей». А инициатива требует вознаграждения. «То, что я украл, это и есть мои премиальные». Чудовищная в своей простоте логика поднялась бы до высот едва ли не трагических. Можно, конечно, дикие нравы подать простодушно, наивно и по-своему трогательно. Люди постарше помнят, как часто звучало: «Тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость». Правда, Шукшин такого не предполагал: его «энергичные люди» — не обаятельные чудики и даже имен не имеют, только прозвища (за исключением главных героев).
Театр решил упростить актерские задачи. На сцене ломают комедию, разыгрывают текст. Из него купированы только цены вещей и размер зарплаты — слишком уж непонятны они сегодня. Судеб не выстраивают, игру имитируют. В недобрых традициях эстрадной клоунады нетрезвый Аристарх (Анатолий Васильев) скатывается с верхнего этажа. Лежа, по-собачьи лакает живительную влагу из опрокинувшейся бутылки, проделывает акробатический номер со стулом, подползает под наряженную елку. Хохмит — удало и залихватски — талантливая Лариса Кузнецова (Вера Сергеевна), принимает плакатные позы, судорожно скидывает одежду. Ансамбль спекулянтов рассыпается на этюдные зарисовки. Виртуозно балаганят массивный Брюхатый — Сергей Виноградов и субтильный Лысый — Юрий Черкасов. Оба остро обыгрывают собственную фактуру и улыбаются прошлому.
Люди в погонах все-таки появляются, и — не вовремя. Мир в доме восстановлен, все сели за стол и друг другу сочувствуют, включая всеобщую любовницу с внешностью клоунессы Соню (Яна Львова), по-женски разделяющую тревогу Веры Сергеевны. Отвечать придется за пять автомобильных покрышек — они лежат по центру сцены, скрывая стопарики. Общее замешательство. Простой человек (Сергей Зотов) поворачивается к зрителям с вопросом: «Кто капнул-то?» Гоголевская пауза не повисает, зал тут же отзывается аплодисментами от тех, кто ценит неистребимый театр «понарошку» и ремесленную внятность актерской игры. Хихикая, публика прокатилась на машине времени, и воспоминания режиссера не остались неуслышанными.