Главная / Фильмография / «Аленка» (1961)

«Аленка» (1961)

Оригинальное название: «Аленка»
Жанр: детский, комедия, мелодрама
Формат: черно-белый
Режиссер-постановщик: Борис Барнет
Режиссер: И. Парамонов
Автор сценария: Сергей Антонов
Актеры: Наталья Оводова, Ирина Зарубина, Василий Шукшин, Николай Боголюбов, Эраст Гарин, Николай Крючков, Евгений Шутов, Анда Зайце, Майя Менглет, Нина Никитина, Валентина Ушакова, Наталья Селезнева, Рахметулла Сальменов, Смагул Елубаев, Людмила Больберг, Анатолий Грачев, Сандар Чумбалов, Иван Жеваго
Оператор: Игорь Черных
Композитор: Кирилл Молчанов
Звукооператор: Г. Коренблюм
Художник: Александр Мягков
Монтаж: Л. Чалова
Директор картины: В. Биязи
Длительность: 1 час 23 минуты
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: «Мосфильм»
Год: 1961
Премьера: 22 марта 1961

Художественный фильм «Аленка» — это экранизация одноименного рассказа Сергея Антонова. Режиссер Борис Барнет снял фильм «Аленка» в стиле модного в то время направления в кинематографе «Мир глазами детей». Ему удалось хорошо передать атмосферу ожидания светлого будущего, царящую в то время.

Сюжет

Действие фильма происходит в 1955 году, в период освоения целинных земель в Казахстане. Девятилетняя Аленка вынуждена уехать от родителей, так как в новом совхозе еще нет школы. Практически весь фильм девочка едет в грузовике, она разговаривает с разными людьми, которые рассказывают о своих судьбах. Рижанка Эльза Калнынь приехала на целину после института. В совхозе не оказалось даже стоматологического кресла. Но она не пасует перед трудностями. Лиде, жене тракториста Степана, капризной и избалованной, скучно на стройке, на которую ее привез из Москвы муж. Василиса Петровна, добрая, но сварливая, пережила на целине трагедию: ее дочь Василиса утонула, спасая семенное зерно. В далеком сибирском селе у Василисы есть еще дочь, и мать знает, что не сможет ее удержать, та приедет на место погибшей сестры.

О фильме

Традиционная новеллистическая структура, освоенная кинематографом, — разные люди и судьбы, по воле обстоятельств собравшиеся в едином пространстве (дилижанс, вагон, очередь, пароход, зал ожидания на вокзале, холл аэропорта и.т.д). Среди сюжетов, по-барнетовски полусмешных, полупечальных, развертывается некая целинная love-story о грубоватом неотесанном парне, механике, командировочном, который однажды на эскалаторе в столичном метро заметил растерянную дивную красотку, чудо на каблучках-шпильках, «положил глаз», налетел коршуном — «не дал ей опомниться», увез сперва в какую-то индустриальную подмосковную дыру, а потом и вовсе в казахстанский новорожденный совхоз. И хотя незнакомка — избалованная и холеная номенклатурная дочка Лида — оказалась «не его пары рукавица», как сообщает своим дорожным спутникам сам этот парень по имени Степан Ревун, поселились они в землянке среди неоглядных целинных снегов. А что вышло — о том и рассказ с экрана, причем голос, текст и «настоящее время» рассказчика (то есть скачущий по бездорожью грузовик) образуют весьма затейливый контрапункт с изображением в «недавно прошедшем», то есть действием, как бы иллюстрирующим Степанову историю, и с будущим, то есть с ожиданием развязки, потому что Степан и едет-то в далекий-далекий Арык встречать жену из Москвы — вернется ли?

Это — тончайше проработанная психологическая драма с комедийным налетом, полна юмора и сочувствия к героям. Речь идет о союзе явных неровней по всем, так сказать, культурным и социальным параметрам. Если Лида имеет определенные «духовные запросы» (читает Чехова, правда, в детгизовском издании, и вырезает из «Огонька» репродукции живописных шедевров), то Степан совершенно темный и замшелый, его эстетика сохраняется на уровне базарного окантованного серебряного кота с красным бантом, и к тому же он самодовольно убежден, что если «работает хорошо, даже отлично, не пьет, не курит», то всякая с ним будет счастлива. На перепаде уровней и расположен конфликт новеллы о Степане и Лиде, которых у Барнета играют Василий Шукшин и Майя Менглет.

Однако возникает вопрос: что же все-таки соединило столь разных людей?..

Нея Зоркая.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Ресурсы Обратная связь
© 2008—2024 Василий Шукшин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.